Развитие белорусского сольного исполнительства в 60 - е годы XX века.
1960-е годы привнесли более решительную организационную упорядоченность в академическое обучение. В художественном мышлении появились новые качественные элементы, расширились функциональные границы творчества, заметно изменились его материально-технические основы.
Особо действенным фактором стала активизация просветительской роли исполнительства. Баян подключался к общевузовским мероприятиям по пропаганде серьезной музыки.
Важнейшим в 60-е годы представляется процесс становления и развития сольной формы баянного исполнительства.
Баянная музыка стала отличаться свежестью гармонии, хроматической усложненностью мелодики, изобретательной ритмической организацией, новизной ладотональных отношений. Все это расширило содержательный смысл творчества, внесло тонкие оттенки современного мироощущения в интонационный строй баянной музыки.
Вместе с тем ослаблялась доминирующая привязанность ее к фольклору.
В 1962 году был издан первый сборник обработок народных песен и пьес белорусских композиторов в переложении для баяна, составленный В. Куницким.
В это время появились первые белорусские произведения крупных форм.
В 1967 году композитор В.Чередниченко написал Концерт для баяна с симфоническим оркестром. Н. Сирота — автор обработок и ряда баянных сочинений — в 1969 году создал Концерт для баяна с оркестром белорусских народных инструментов.
Важной ступенью роста исполнительской культуры белорусских баянистов стало увеличение масштабов их сольных концертных программ, которые расширились до двух отделений.
В стремительном процессе эволюции баянного искусства серьёзные изменения претерпела исполнительская техника. 60-е годы открыли принципиально новый этап в развитии технической культуры баяниста. В 1962 году А. Полетаевым была опубликована разработка пятипальцевого принципа игры на правой клавиатуре баяна. Концертирующие баянисты убедительно раскрыли преимущества новой аппликатуры.
В том же году был проведен первый в Беларуси открытый концерт с сольными программами.
В эти годы постоянно открыты сцены Белгосфилармонии и БГК для выдающихся музыкантов Советского Союза — Ю. Казакова, А. Беляева, А. Суркова, В. Бесфамильнова, квартета баянистов Киевской филармонии под управлением Народного артиста Украины Н. Ризоля.
Кафедральная деятельность направлена на поиск одаренных солистов. Выступления с одним или несколькими номерами постепенно вырастают в сольные отделения и самостоятельные концерты.
В 1966 году на отделении народных инструментов БГК появился первый готово-выборный многотембровый баян типа" Солист".
Одной из важнейших тенденций в деле развития белорусской баянной школы этого периода явилась активизация в Бeларуси массового музыкального просвещения.
Появился стимул к созданию новых переложений и оригинальных произведений на фольклорной основе. Повысилась профессиональная ответственность исполнителей перед слушателем. Вместе с тем росло общественное признание баяна как сольного инструмента. Баянисты-солисты из Беларуси активно приглашались во всесоюзные концертные бригады для гастролей по советским и зарубежным городам. Все больше появлялось профессиональных произведений для баяна, в которых сохранялись почвенно-стилевые основы национального фольклора.
Источник: В.А. Чабан" Белорусское баянное искусство", Минск 2008г.