Первые аккордеоны
Внимание музыкальных мастеров привлекла ручная гармоника Бушмана. Но первое время эти примитивные инструменты производились исключительно как детские игрушки. Так продолжалось несколько лет, пока ручная гармоника не попала в Вену, к органному мастеру Кириллу Демиану (Demiaii, 1772—1847). В своей мастерской ему удалось создать гармонику, пригодную для исполнения простых мелодий. Этот инструмент имел на правой клавиатуре пять клавиш, которые издавали основные звуки в ре мажоре (разные на сжим и разжим). На левой стороне было пять клапанов для аккомпанемента, дающих десять разных аккордов.. На эту гармонику К. Демиан 6 мая 1829 года представил авторское заявление, назвав ее аккордеоном (Accordion).
Под таким названием, которое впоследствии твердо укрепилось за гармониками с аккордовым аккомпанементом в левой руке, они и приобрели известность не только в Австрии, но и в других странах Западной и Восточной Европы.
Едва ли не наибольшее распространение этот инструмент получил во Франции. Одним из первых, привезших его в Париж, был приехавший в 1830 гаду из Бреолавля (ныне Вроцлав) музыкальный мастер А. Рейснер (Reisner).
Некоторые изменения в конструкцию инструмента были внесены парижским мастеро М Шарлем Бюффе (Buffet), и в таком виде аккордеоны стали выпускать сразу несколько мастеров, среди них Н. Фурно (Fourneaux), А. Рейснер, органный мастер М. Александр (Alexandre). Были изданы и первые руководства для этого инструмента: А. Рейснера (1832) и М. Пишно (Pichenot— 1832, возможно — конец 1831 года).
В Австрии и Германии аккордеон Демиана стал известен уже в 1829 году. Аккордеоны начинают делать многие мастера, причем каждый вносит свои изменения. В Германии производство этих инструментов со временем концентрируется в Клингентале и Берлине, а впоследствии — также в Троссингене. В 1834 году в Вене издается первое на немецком языке руководство для аккордеона, составленное А. Мюллером.
В Италию аккордеон попадает в 1840-х годах. Производство же инструментов в Италии началось только в 1863 году, когда Паоло Сопрани открыл мастерскую в Кастельфидардо. Очень скоро этот город, а также Страделла и Камерано становятся крупнейшими центрами Италии по производству аккордеонов.
Чем же можно объяснить столь быстрое распространение аккордеона? Прежде всего, ценными особенностями самого принципа звукоизвлечения: во-первых, у таких инструментов при изменении давления воздуха, приводящего в движение язычок, изменяется и интенсивность колебаний, и можно получить звучание от чуть слышного тихого до резкого и громкого, высота же звука при этом не изменяется (так называемая изохронность колебаний); во-вторых, инструменты, действие которых основано на таком принципе звукоизвлечения, способны долго держать строй, независимо от температурных изменений при эксплуатации и хранении. Немаловажное значение имела и портативность аккордеона, а также сравнительная легкость обучения игре на нем. Кроме того, многие музыканты пришли к заключению, что при умелой игре звук аккордеона сходен с человеческим голосом, а следовательно, может тоньше и разнообразнее передавать чувства и настроения играющего. Но такое исполнение удавалось лишь единичным музыкантам на более удачных инструментах, сделанных хорошими мастерами. В большинстве же аккордеоны того времени имели резкий, пронзительный звук; игра на них отличалась прерывистостью, неаккуратностью, с задыханиями и всхлипываниями.