Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
 
 

Губная гармоника

Губной гармоникой Ф. Бушмана заинтересовались многие любители музыки. Ее начали делать музыкальные мастера Ве­ны, Берлина и других городов. В 1823 году она попала в де­ревушку Троссинген (Южная Германия), в руки подмастерья-суконщика, большого любителя музыки, Христиана Месснера (Meassner, 1804—1874). Месснеру очень понравился новый ма­ленький инструмент, и он решил его усовершенствовать.

Хотя отец Месснера неблагосклонно относился к музыкаль­ным увлечениям сына, тот продолжал тайно от отца усердно работать над технологией изготовления полюбившегося ему ин­струмента. Ему удалось создать тот тип губной гармоники, какой сохранился и поныне.

В 1827 году Христиан Меоснер открыл в Троессингене свою собственную мастерскую по производству губных гармоник. Позднее там же была построена фабрика фирмы «Хр. Месснер и К°», в которую вошел и его брат Иотанн. К 1863 году на этой фабрике работало уже 40 рабочих.

В 1857 году молодой троссингенский часовщик Матиас Хонер тоже начал изготовлять губные гармоники. Очень скоро его фабрика превратилась во всемирно известную фирму, изго­товляющую в настоящее время 20 миллионов губных гармо­ник ежегодно. С 1909 года фабрика «Хр. Месснер и К0» вошла в состав акционерного общества «Хонер».

В 1825 году Чарлз Уитстон (Wheatstone) изобрел новый тип губной гармоники, который назвал симфониум (Symphonium). Этот небольшой по размерам инструмент (7 см высота и 6,5 см ширина) имел по 12 клавиш с каждой стороны, рас­положенных так же, как и на изобретенной им впоследствии концертине. При игре на симфониуме воздух вдувался ртом, как и на простых губных гармониках.

Шло развитие и совершенство­вание губной гармоники: появлялись инструменты сольные, оркестровые и с клавишной механикой.

Гармоника — сольная и оркестровая — быстро распростра­нялась; в одних странах она осталась на уровне детской игруш­ки или явилась достоянием любителей-музыкантов и цирковых артистов, в других — получила признание и заняла прочное место как музыкальный инструмент. Например, в школах Гер­мании и Америки в 20—30-х годах было введено обучение игре на губной гармонике. Каждая школа имела оркестр из губных гармоник в составе от 50 до 1000 человек. Подобные оркестры стали рождаться в армии и среди студентов. И в на­ши дни за рубежом существует много исполнителей-виртуозов и целых ансамблей, которые убеждают слушателей в больших возможностях этого маленького инструмента.