Общественное объединение (творческий союз) «Белорусский союз музыкальных деятелей»
 
 
Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
Объявления
 
29.12.2024 Баян, аккордеон, гармонь + аксессуары!: "Баян, аккордеон, гармонь.Продажа, ремонт, прокат, бе..."
 
 
Полезное: Смотрите описание Вызов нарколога на дом в Курске на сайте.

Первые губные и ручные гармоники

Почти одновременно с фисгармонией появились еще два ви­да гармоники — губная и ручная, изобретателем которых счи­тается Фридрих Бушман (Buschmann). Бушман родился в семье потомственных музыкантов из Тюрингии. Отец Фридриха, Иоганн Давид, хорошо играл на многих инструментах, в том числе на стеклянной гармонике, и часто выступал на народных гуляньях, а все свободное время проводил в своей мастерской музыкальных инструментов; в результате многочисленных экспериментов ему удалось создать несколько новых видов и конструкций.

Лестный отзыв в прессе заслужил его терподион — инструмент, в котором музыкальные звуки возникали от коле­бания (посредством ударов или трения) стержней, пластинок или колокольчиков, сделанных из дерева, стекла или металла. Результатом опытов с использованием колеблющихся метал­лических язычков явились эолодикон и эолина. Мех в них приводился в движение коленями играющего.

 17 июня 1805 года в семье Бушмана родился сын Христиан Фридрих Людвиг. В то время Бушманы жили в Фридрихроде, а в 1812 году, после смерти матери Фридрих и его младший брат Эдуард были отправлены к тетке в Франкенхаузен. Вско­ре их отец перевез туда и свою мастерскую.

С одиннадцати лет маленький Фридрих принимал участие в концертных поездках отца, вместе с ним играл пьесы в четыре руки.

К 1820 году Фридрих Бушман переезжает в Берлин. Там он занимается усовершенствованием эолодикона, изготовленного отцом, и выполняет обязанности музыкального мастера по на­стройке фортепиано и органов. Для этой работы он сконструи­ровал особый инструмент, который при вдувании в него воз­духа издавал звуки определенной высоты. Но инструмент имел то неудобство, что оставлял свободной для работы только одну руку настройщика. Поэтому Фридрих Бушман сконструировал еще один инструмент, но уже с растяжными кожаными меха­ми. Чтобы инструмент издал требуемый тон, нужно было раз­двинуть меха, подняв вверх стенку инструмента, открыть тре­буемый клапан, а затем опустить верхнюю стенку. Инструмент сжимался, как бы оседая под собственным весом, и издавал зву­чание определенной высоты.

В 1821 году на основе первого инструмента для настройки Фридрих Бушман сделал металлический губной инструмент и назвал его аура, , а в 1822 году на основе второго — ручной ин­струмент с медными клапанами и с кожаным мехом в три складки — ручную эолину (Handaoline). Оба инструмента были непосредственными предшественниками современной губ­ной и ручной гармоники. Особенно много времени мастер уделял производству и улучшению конструкции ауры, постоянно брал ее в свои про­должительные концертные турне. Так, аура совершила путе­шествие по Германии, Австрии, Голландии, Дании и всюду име­ла большой успех. Не привилось только ее название: народ предпочитал именовать инструмент просто губной гармоникой(Mundharmonika).

В 1833 году Бушман женился на органистке Софье Волькмар и вместе с женой предпринял турне по Скандинавии, после чего поселился в Гамбурге и здесь до конца жизни (он умер 1 октября 1864 года) продолжал работать над усовершенство­ванием музыкальных инструментов, особенно фисгармонии, в которой он в 1836 году применил всасывающие меха вместо ме­хов, нагнетавших воздух. При этом устройстве звук фисгармо­нии стал более мягким и приятным.

В 1838 году Бушман получил большую золотую медаль на выставке в Гамбурге за инструмент, комбинировавший свойст­ва фисгармонии и терподиона, причем каждый из них имел собственную клавиатуру. Этот оригинальный инструмент, к со­жалению, погиб во время большого гамбургского пожара в 1842 году.

Многие артисты посещали Бушмана в Гамбурге; между ними был и Ференц Лист, который, придя в восхищение от по­следней модели терподиона, заказал себе такой же инстру­мент.
В ручной гармонике, в отличие от фисгармонии, стали ис­пользовать поток воздуха в двух направлениях (при растягива­нии и сжатии меха). Это привело к наклепке голосов с двух сторон планки, а не с одной, как делалось раньше. Главная особенность заключалась в том, что теперь исполнитель, регу­лируя движение меха, мог непосредственно влиять на силу и выразительность звучания.