Первые губные и ручные гармоники
Почти одновременно с фисгармонией появились еще два вида гармоники — губная и ручная, изобретателем которых считается Фридрих Бушман (Buschmann). Бушман родился в семье потомственных музыкантов из Тюрингии. Отец Фридриха, Иоганн Давид, хорошо играл на многих инструментах, в том числе на стеклянной гармонике, и часто выступал на народных гуляньях, а все свободное время проводил в своей мастерской музыкальных инструментов; в результате многочисленных экспериментов ему удалось создать несколько новых видов и конструкций.
Лестный отзыв в прессе заслужил его терподион — инструмент, в котором музыкальные звуки возникали от колебания (посредством ударов или трения) стержней, пластинок или колокольчиков, сделанных из дерева, стекла или металла. Результатом опытов с использованием колеблющихся металлических язычков явились эолодикон и эолина. Мех в них приводился в движение коленями играющего.
17 июня 1805 года в семье Бушмана родился сын Христиан Фридрих Людвиг. В то время Бушманы жили в Фридрихроде, а в 1812 году, после смерти матери Фридрих и его младший брат Эдуард были отправлены к тетке в Франкенхаузен. Вскоре их отец перевез туда и свою мастерскую.
С одиннадцати лет маленький Фридрих принимал участие в концертных поездках отца, вместе с ним играл пьесы в четыре руки.
К 1820 году Фридрих Бушман переезжает в Берлин. Там он занимается усовершенствованием эолодикона, изготовленного отцом, и выполняет обязанности музыкального мастера по настройке фортепиано и органов. Для этой работы он сконструировал особый инструмент, который при вдувании в него воздуха издавал звуки определенной высоты. Но инструмент имел то неудобство, что оставлял свободной для работы только одну руку настройщика. Поэтому Фридрих Бушман сконструировал еще один инструмент, но уже с растяжными кожаными мехами. Чтобы инструмент издал требуемый тон, нужно было раздвинуть меха, подняв вверх стенку инструмента, открыть требуемый клапан, а затем опустить верхнюю стенку. Инструмент сжимался, как бы оседая под собственным весом, и издавал звучание определенной высоты.
В 1821 году на основе первого инструмента для настройки Фридрих Бушман сделал металлический губной инструмент и назвал его аура, , а в 1822 году на основе второго — ручной инструмент с медными клапанами и с кожаным мехом в три складки — ручную эолину (Handaoline). Оба инструмента были непосредственными предшественниками современной губной и ручной гармоники. Особенно много времени мастер уделял производству и улучшению конструкции ауры, постоянно брал ее в свои продолжительные концертные турне. Так, аура совершила путешествие по Германии, Австрии, Голландии, Дании и всюду имела большой успех. Не привилось только ее название: народ предпочитал именовать инструмент просто губной гармоникой(Mundharmonika).
В 1833 году Бушман женился на органистке Софье Волькмар и вместе с женой предпринял турне по Скандинавии, после чего поселился в Гамбурге и здесь до конца жизни (он умер 1 октября 1864 года) продолжал работать над усовершенствованием музыкальных инструментов, особенно фисгармонии, в которой он в 1836 году применил всасывающие меха вместо мехов, нагнетавших воздух. При этом устройстве звук фисгармонии стал более мягким и приятным.
В 1838 году Бушман получил большую золотую медаль на выставке в Гамбурге за инструмент, комбинировавший свойства фисгармонии и терподиона, причем каждый из них имел собственную клавиатуру. Этот оригинальный инструмент, к сожалению, погиб во время большого гамбургского пожара в 1842 году.
Многие артисты посещали Бушмана в Гамбурге; между ними был и Ференц Лист, который, придя в восхищение от последней модели терподиона, заказал себе такой же инструмент.
В ручной гармонике, в отличие от фисгармонии, стали использовать поток воздуха в двух направлениях (при растягивании и сжатии меха). Это привело к наклепке голосов с двух сторон планки, а не с одной, как делалось раньше. Главная особенность заключалась в том, что теперь исполнитель, регулируя движение меха, мог непосредственно влиять на силу и выразительность звучания.