Тарас Екатерина Викторовна
Сведения о себе
Тарас Екатерина Викторовна
Тел. Моб. +375445998609;Дом. 80172408088 (Минск). Санкт-Петербург +79643296838
e-mail: taras-ekaterina@rambler.ru
Родилась 12 марта 1985 года в городе Минске, в семье профессиональных музыкантов.
Родители окончили Белорусскую государственную консерваторию в 1983 году:
отец, Тарас Виктор Николаевич, по специальности аккордеон – класс Заслуженного деятеля искусств РБ, Заслуженного деятеля культуры РБ, профессора Белорусской государственной консерватории М. Г. Солопова
мать, Тарас Тереза Владиславовна, по специальности баян – класс доцента кафедры баяна и аккордеона Белорусской государственной консерватории, художественного руководителя ансамбля «Трио-Минск» В. П. Писарчик
Достижения
Лауреат специального фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодёжи, обладатель Гранд-премий Президента РБ по поддержке талантливой молодёжи (2007, 2010 гг.).
Стипендиат специального фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодёжи (2003 г.).
Лауреат республиканских и международных конкурсов. Магистр искусствоведения.
Конкурсы и фестивали
Лауреат городских и республиканских конкурсов исполнителей на народных инструментах им. И. И. Жиновича среди учащихся детских музыкальных школ: г. Бобруйск, 1996 г., диплом лауреата II степени; г. Солигорск, 1999 г., диплом лауреата III степени, специальный приз за лучшее исполнение обязательного произведения В.Шрамко «Вариации на белорусскую тему в классическом стиле».
Лауреат Республиканского конкурса им. И. Жиновича среди учащихся средних специальных учебных заведений (г. Гродно, 2003 г.) – обладатель Гран-при
Лауреат международных конкурсов:
IX Международного конкурса «Grand-prix Internationale» (Франция, Монтронд, 2006 г.) – обладатель Гран-при,
VI Международного конкурса «Санок-2004» - диплом лауреата III степени,
XVII Международного конкурса «Пшемысль-2008» (Польша) – диплом лауреата I степени
II Международного конкурса им. И. Жиновича (Беларусь, Минск, 2007) – диплом лауреата III степени;
IV Международного конкурса «Accoholiday» (Украина, Киев, 2009) – диплом лауреата III степени;
XX Международного конкурса «Classica and variete» (Италия, Ланчиано, 2010) – диплом лауреата III степени,
XII Международного конкурса «Chita di Lanciano» (Италия, Ланчиано, 2010) – диплом лауреата V степени,
IV Всероссийского конкурса баянистов, аккордеонистов, гармонистов «Большой приз Дона» (Россия, Ростов-на-Дону, 2007 г.) – диплом лауреата III степени;
дипломант I Международного конкурса баянистов-аккордеонистов г. Козани (Греция, 2010)
Участник международных конкурсов, фестивалей и концертов в России и Германии, дипломант VII Республиканского смотра-конкурса методических и творческих работ среди преподавателей учебных заведений культуры и искусства (г. Минск, Беларусь, 2004 год), обладатель премий «Лучший музыкант-исполнитель года-2011» и «Минский мастер-2011» (Минск, 2011).
Образование и педагоги.
В 2000 году окончила Детскую школу искусств по классу баяна, класс преп. Тарас Терезы Владиславовны (диплом с отличием). В 2004 – Минское государственное музыкальное училище им.М. И. Глинки, класс преп. Буянова Николая Серафимовича (диплом с отличием). В 2009 окончила Белорусскую государственную академию музыки, класс профессора, заслуженного артиста Республики Беларусь Севрюкова Николая Ивановича (диплом с отличием).
В 2010 году окончила магистратуру УО «Белорусская государственная академия музыки» по специальности «Музыкальное искусство» (творческий руководитель – Севрюков Н. И., научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Чабан Валентин Алексеевич). Защитила диссертацию на тему: «Баянное меховедение, как средство музыкально-интонационной выразительности».
С ноября 2010 г. – аспирант УО «Белорусская государственная академия музыки», кафедра музыкальной педагогики (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Щербак Валентин Михайлович).
Ну а теперь немного поподробнее.
Хотелось бы отметить, что на формирование творческих взглядов (в период обучения в Минском государственном училище им. М. Глинки) значительно повлияла школа Мирона Ивановича Булы. Его консультации, как сейчас помню, производили огромный «взрыв» в воображении учащейся. Особенно запомнилась работа над «Сонатой № 1» В. Семёнова и «Ноктюрном» В. Власова. Впоследствии, переданные мне знания во многом стали основой мелодического интонирования - пения.
Тяжело, как исполнителю, давались и первые шаги в области теоретической деятельности. Неохотное соединение «букв в слова» по-отечески опекал кандидат педагогических наук, доцент Булыго Константин Михайлович. Наставник приносил необходимую литературу, назначал дополнительные занятия, объяснял смысл того или иного вопроса. Жаль, это было немного несвоевременно. Осознание того, что это станет делом всей моей жизни пришло значительно недавно. Искренне благодарна. Низкий поклон.
Среди педагогов невозможно не вспомнить Брагинец Татьяны Петровны, которой каким-то непонятным для меня образом удалось привить любовь к той самой пресловутой «папочке» (в библиотеке) с распечатками теоретических положений и методических статей по обучению игре на баяне.
Это очень странно, потому как в основном на пАрах я летала где-то в облаках, занималась рефлексией, писала стихи и пребывала в своем, виртуальном мире, причем выходила из него только тогда, когда мне было интересно слушать, понятно, просто объяснено, по-человечески, без пафоса преподнесено (Такой вот «королевский» подход ).
Возвращаясь к теме методики, признаюсь честно: интерес к предмету во многом послужил толчком к сметанию-покупке книг (состояние, когда не интересует ценник) на международных конкурсах и фестивалях. Так, на сегодняшний день имеется не только обширная нотная библиотека, но и баянная методическая литература.
Самообразование
Так уж случилось, что «полиглотом» стала достаточно поздно. К тому времени сложилась своя частично-интуитивная система, свой «мир» на тему: как правильно и как должно быть, исходя из собственной исполнительской, педагогической практики (работала я в музыкальной школе с 18 лет) и наблюдений за современниками (все-таки переданный мне опыт педагогов, особенно мамы, не позволяет назвать систему интуитивной).
Здесь невозможно не упомянуть о работе с диктофоном (со времён училища). Произведение делилось на цифры (условно), записывалось на диктофон изначально кусочками, прослушивалось и отрабатывалось, в соответствии с представлениями об интонации, характере, штрихах, образах… Тогда же четко становилось слышно: где самопроизвольно меняется штрих в полифонии, какую линию надо выделить и почему она «куда-то» пропадает, где прерывается музыкальная мысль, где не хватает процессуальной динамики, где изменить смену меха, где нужно взять «широкое» дыхание и т.д. Потом все снова записывалось, снова прослушивалось и снова отрабатывалось до бесконечности. Так делалась, собственно, музыка. По мере запоминания текста и отработки технологии всего, чего я от себя хотела, выстраивалась единая линия. Она, как вы правильно догадались, снова записывалась, снова прослушивалась и снова отрабатывалась. Так образовывалась цельность и «закалялась сталь». . Я жаловалась себе на память, причитала, истерила. Сейчас мне этого очень не хватает.
Раз мы заговорили о работе на слух, то здесь следует сказать, что на становление музыкального вкуса в большей степени повлияла мама, которая занималась этим вопросом с момента моего рождения и далее. С ней мы обошли множество концертов, театров, выставок. Помню как она с первых звуков конкурсного выступления исполнителя или обводила его номер в кружочек, или ставила жииирный крест и тут же закрывала свои записи. Иногда она расписывала все недостатки и достоинства, но ей не приходилось мне объяснять почему так или иначе происходит. Она и места обычно всем «выдавала» в этой тетрадочке, и всё сходилось практически один к одному.
Также на становление повлияла домашняя фонотека - ряд звукозаписей (пластинки), в возрасте постарше - посещение концертов именитых музыкантов. В первую очередь, это исполнительство Ю. Медяника и П. Фенюка. Мне нравилось копировать тонкости «на слух», воспроизводить детали. Отыскивая близкие мне особенности стиля, краски, передачу их на инструменте, у Ю. Медяника - покорила постепенность развёртывания звукового потока (процессуальная динамика) в кантилене и неслышная смена меха (когда звук додерживается до конца по длительности и только после этого меняется мех), у П. Фенюка – акцентность мехом.
Мне повезло учиться в час пик Белорусского баяно-аккордеонного искусства, посчастливилось наблюдать за творчеством целой плеяды талантливых солистов-исполнителей – это И. Квашевич, А. Шувалов, В. Плиговка, А. Дараганов, К. Тарасенко, А. Михайловский, С. Борейко (простите, если кого-то не назвала - всех помню, всех люблю). Именно наблюдать, потому как слушать и получать эстетическое удовольствие – это одно, а пристально вглядываться в технологический процесс в момент исполнительства, следить за реакцией слушателя и постоянно анализировать, думать, сравнивать – это совсем другое…
Основным объектом моих наблюдений с 2007 по 2010 стал выдающийся музыкант Владислав Плиговка. Мне повезло воочию зреть (за первым пультом в оркестре русских народных инструментов, в классе по специальности у профессора Н. И. Севрюкова, во время репетиционных занятий, совместных поездок на международные конкурсы) технологию того, что слушатели восхищенно называют «абра-кадабрами».
За пределами Его концертных выступлений меня интересовала сама система мышления, специфика занятий, постановка инструмента, свобода игрового аппарата, звукоизвлечение, аппликатура и технологические «фокусы». Тогда я еще не понимала, что заинтересована именно в этих моментах. Многие приемы (по мере их расшифровки) я начала экспериментировать на себе (чего делать, конечно же, никому не советую – исполнительский стиль и творческая индивидуальность – превыше всего). Но вопрос был один: как овладеть вниманием слушателя? Тогда же я активно увлеклась психоанализом и на 4 курсе Академии музыки даже подкорректировала себе посадку и постановку.
На сегодняшний день я нашла ответы на интересующие меня вопросы и частично попыталась их отразить в своей диссертационной работе, обосновав термин звуковедение в широком смысле слова (как ведение музыкальной мысли интерпретатора в процессе формообразования). Кому интересно – могу скинуть схемы, основные положения и проч. уже опубликованные не в Беларуси атрибуты учения о звуковедении. Мой детёныш еще маленький, но его черты уже вырисовываются. Стараюсь писать работу понятно, для людей, не для «памятника нерукотворного»… Может быть, кому-нибудь, да и пригодится. Хочу передать то, что знаю из наблюдений действительно нужное (по крайней мере, мне так кажется, что это важное и нужное, даже не смотря на то, что это новое «противоречит традиции». Если все работы писать в рамках традиции, то у нас в Беларуси никогда не будет ничего нового.
***
Маме – первому преподавателю – огромное спасибо за то, что активно работала со мной над каждой нотой. Мама сделала всё. Программа, которую я исполняла на Республиканском конкурсе исполнителей на народных инструментах им. И. И. Жиновича в 1999 г. (старшая подгруппа – ученица 4 класса Школы искусств г. Минска) соответствовала программе выпускника консерватории. В музыкальной атмосфере, царившей в семье, как и я с четырёх лет методом подбора по слуху, начал играть на баяне и брат Дмитрий. Мама привила любовь к игре в ансамбле. Много лет играла в детском ансамбле баянистов-учащихся класса Тарас Терезы Владиславовны, в ансамбле выпускников. Мама писала инструментовки для ансамблей, папа, Тарас Виктор Николаевич, писал аранжировки и трудился даже в выходные дни, чтобы заработать и приобрести мне и брату дорогостоящие баяны, отправить на конкурсы… Мои родители – отличные педагоги, мастера своего дела и самые близкие, родные мне люди. Моя семья – моя крепость.
Николаю Серафимовичу Буянову – за развитие чувства формы и за поддержку творчества, он не мешал мне «гнуть свою линию», когда ребенок, оторвался, наконец, от мамы и решительно начал отстаивать свое «Я». Помогал идти вперед смело, уверенным шагом: в меру ругал, в меру хвалил (в конце концов, мой диктофон всегда был со мной). Это был (и есть) хороший Тренер. Он серьёзно вселял уверенность в себе. Я тонко чувствовала, что он на моей стороне, что это союзник и этого было достаточно, чтобы крушить всё вокруг.
Николаю Ивановичу Севрюкову – за воспитание ощущения сильных долей и, соответственно, темповую, эмоциональную сдержанность, что поспособствовало организации исполнительского контроля. С Николаем Ивановичем мы объездили много конкурсов, я переняла от него много жизненных качеств, хоть и не родных мне по натуре. Много можно говорить хороших слов. Жаль ими не выразишь все чувства благодарности.
Из уроков Чабана Валентина Алексеевича я уяснила для себя, что диссертацию надо писать «правильно», научным языком и лучше всего со словарём синонимов, что каждое слово несёт в себе определенный смысл, и «лирику» из научной работы нужно убрать. Также благодарна Щербаку Валентину Михайловичу, который буквально «привел» от творческого хаоса к порядку и структуре, т.е. наглядно показал, что от меня требуется и как это надо изложить без вводных намёков и красивых слов.
Репертуар в настоящее время
Практически отсутствует. В силу сложившихся обстоятельств занимаюсь исключительно развитием баянной теоретической мысли Беларуси. Восстанавливаюсь. Поднимаюсь, так сказать.
Недавно член Союза белорусских композиторов Алина Безенсон закончила «Концерт для баяна с оркестром «Грядущий день» (сотрудничество в тандеме – работа велась около 3 лет). Я просила написать «Сонату» для баяна (как в своё время и у Николая Латушко), но получился «Концерт». Очень красивая музыка. Люблю творчество талантливого мастера-профессионала. Скоро будет премьера.
Работа
Преподаватель 1 категории по классу баяна-аккордеона.
С 2003 г. - Детская школа искусств г. Минска
В 2011-2015 гг. – Минский государственный музыкальный колледж им. М. И. Глинки.
Получаете ли Вы удовольствие от своей работы?
Получаю удовольствие от творчества в любом его проявлении. Уютно себя чувствую в виртуальном мире идей.
Творческие планы на будущее
Имеются.
Слагаемые успеха баяниста/аккордеониста
Единство технологии и физиологии, подчиненные слуху и контролируемые Разумом. Вообще, люблю, когда всё просчитано, продумано, выстроено.
Свободное время
Ночь.
Хобби
Поэзия и фотография.
С декабря 2010 публикуюсь в сборниках «От имени любви» (г. Новокузнецк, Россия, вып. 3, 4), «Открытие. Откровение. Новые имена» (г. Новокузнецк, Россия, вып. 3, 4, 5), в литературно-художественном журнале «Страна Озарение» (№37, г. Новокузнецк, Россия), в юбилейном сборнике Международного союза творческих сил «Озарение», в сборнике «Современная поэзия. Том 2» (г. Москва, Россия), а также в литературном альманахе «Союз писателей» (март, 2011).
Мы разные до кончиков души
Тебе и в мысли даже не придёт:
Встречать рассвет в объятиях от холода,
И приходить в немыслимый восторг
От трепетных огней ночного города.
Читать романы, сказки о любви
И сочинять безумные истории,
Сходить с ума от "Спаса-на-крови"
И бредить всласть от запахов магнолии.
Мечтать. И наслаждаться тишиной,
Бродить по лужам, просто улыбаться,
Не думать ни о чём и над собой
Уметь по-детски, искренно смеяться.
Мы разные до кончиков души…
Я – хаоса беспечное создание.
Ты – воплощенье точной чистоты:
Контроль, порядок, логика, вниманье.
В твоих постройках мертвые черты,
В моих – ещё бурлит полёт фантазии,
И если плохо – ты пойдёшь к врачу,
А я скажу интуитивно – сглазили.
Тебе во всём – стабильность и покой,
А мне - кипенье чувств и сердца рвение
Дороже, чем по жизни плыть с тобой
И восхвалять твое, чужое, мнение.
© Свидетельство о публикации №110120605192
Осень по-итальянски
Здесь запах моря… Звёзды в хороводе
Лелеют фисгармоники ряды.
Здесь плещутся о камни брега воды
И роз благоухающих сады.
И необъятный воздух на рассвете
Так щемит запорошенную грудь…
Я не жива на этом белом свете!
Как сон, мой Бог открыл мне млечный путь.
Зелёный лист не трогает погода.
Спокойствия октябрьский приют
Ласкает от заката до восхода
Моей Души, сплетённый туго, жгут.
И на подъёме, бренно отдыхая,
Ловлю восторга, чувств увядших, смесь.
Так тонко шепчет осень золотая:
- Цени всё то, что в этой жизни есть.
© Свидетельство о публикации №11012037593
Блиц-опрос
Жизненный девиз
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не топтали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" .
Что бы ни случилось надо улыбаться. Всегда.
"Все, что нас не убивает делает нас сильнее"
"Никогда не миритесь с людьми, равнодушными к вашему сердцу"
"Любовь спасет мир".
Любимый фильм или книга
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Любимая пора года
Конец лета, ранняя осень
Любимое животное
Мой кот Тёмка.
Любимое блюдо
Драники (я патриот)
Заключение
Хочу пожелать всем счастья. Занимайтесь любимым делом. То, что приносит Вам удовольствие сегодня – единственно правильное и верное занятие.
Хочу пожелать всем девушкам, играющим на баянах и аккордеонах - занимайтесь любимым делом. Ровно столько, сколько вам этого хочется. ХXI век – век эмансипации. Женщины занимают руководящие посты, ведут дела (грамотно и самостоятельно), в то время когда мужчины между собой разобраться не могут.
И как бы вам не говорили со всех сторон, что «женщина должна детей рожать и котлеты жарить», Женщина кроме себя никому ничего не должна. И только слабые мужчины не в состоянии этого понять. Занимайтесь любимым делом.
Да, наша специальность связана с большой нагрузкой (15 килограмм веса баяна, управление мехом – физическая сила, силы на репетиции-тренировки, психика в конце концов), другая специфика, зачастую другая манера исполнения, но понятие Воли и исходящей от неё Энергии еще никто не отменял. ХXI век – век эмансипации. Даже в спорте от фигурного катания до метания молота женская и мужская категории разделены.
И я верю в то, что наступит день, когда это разделение произойдёт и в музыке. Занимайтесь любимым делом! То, что приносит Вам удовольствие сегодня – единственно правильное и верное занятие.
Минск, 2012.
Ваши отзывы о данном исполнителе:
Bessporno, lu4shaja bajanistka Belarusi! Nastojatel'no rekomenduju k proslushivaniju! =) Katen'ka, zhelaju tebe es4e sotni i tysja4i takih zhe gromkih pobed. Vivat, Bayan!
Я благодарна его величеству случаю, что однажды познакомилась с этой прекрасной девушкой. Вот не зря говорят, что человек не может быть талантлив в чем-то одном, талант он либо есть, либо нет! И прекрасна она, прекрасна и внешне и внутренне. По сути это тоже закономерно, когда нет грязи в душе, то человек светится... Свети Катерина людям и дай Господь тебе счастья!
Катенька, ты умница! Очень рад за тебя! Продолжай в том же духе!!! Надеюсь как-нибудь обязательно встретимся)
гениальный исполнитель,гениальный педагог и красивейшая девушка. огромное счастье встретить на своем пути такого человека,который,подобно скульптуре,был бы совершенен во всех аспектах. Екатерина-эталон для молодого поколения и меня лично=)
Отличный исполнитель,педагог и прекрасный человек!Екатерина - человек, который талантлив во всем!!! Я очень рада, что познакомилась с таким прекрасным человеком, который идеален во всем!!!:)
всё, что надо , сказано выше) ну а я считаю , что вы Лучшая Екатерина Викторовна)гениальный человек...
Мммм... Какая у меня группа поддержки=) Всем привет.
З.ы. Синайко -молодец.=)Остальные - тренируются тщательней. Будем еще один дубль писать. Зачет 7. 12.=)
Ну а если без шуток - всем спасибо, ребята.)
Константин, надеюсь, что мы не только как-нибудь встретимся, но и споём ещё.))
Елена, взаимно.
Братишка, респект!)
Всех люблю.
=D
Когда я учился с этой дамой в музыкальной школе - до определенного дня - ненавидел её ))) Сам будучи бездарем пошел в музыкальную школу из под палки. И конечно завидовал, что у девочки этот более мужской инструмент крутился в руках аки гитара у Джими Хендрикса. Но закончилось тем, что взявшись поднатаскать меня, эта дама смогла научить своему искусству и даже спасти от пинка из муз.школы. Вот теперь не знаю, ненавидеть ее за это еще сильнее или боготворить. )))
)) В который раз убеждаюсь, что "ВКонтакте" - это не просто социальная сеть, предназначенная для общения, но и плодотворная рекламная.
Кстати о "поднатаскать" (с)... Это все потому, что ты не у моей мамы учился. =)) А я тебе всегда говорила... переводись.=)) Да и ты был помладше…
Со мной, если помнишь, вместе заканчивали Ира Хаментовская, годом раньше – Света Комар, еще годом – Света Добрунова (все мы шли в ММУ им. М. Глинки). Света Рубанкова сразу в БГПУ им. М. Танка поступила, Виталик Матиевский - сейчас солист группы Open Space. Дима Жуковский – тоже талантище. Не класс – золото!
Вот это была сила!
В течение 16 лет школа искусств (отделение баян-аккордеон) занимала первое место по числу поступающих в Минское государственное музыкальное училище им. М. И. Глинки /среди ведущих музыкальных школ №3, №10, №11 города Минска(!)/ - так было отмечено на одном из заседаний городской секции баянистов-аккордеонистов.
Катя, я просто счастлива иметь тебя своим другом ( и кстати самым первым в жизни) , ты великолепный, замечательный человек. Не говорю о твоем блестящем таланте - многочисленные конкурсы тому подтверждение))) Рада, что на моей родной земле рос и творит такой человек как ты! Удачи тебе, всего самого на твоем удивительном творческом пути)))
тёмные волосы Вам лучше
Евгений, это очень важная и нужная информация!;)Спасибо. Я обязательно куплю парик.
То , что Вы вытворяете с баяном!!! Я, как бывшая фоно и мой сынуля( в 9 лет разучивает двухголосную инвенцию Баха, ну его жены, Вы понимаете) просто благодарны Вам, Вашим родителям и педагогам!!!
удевительная девушка
https://m.vk.com/id473922788 Oфициальная страница.
https://m.vk.com/wall473922788_31 Альбом "Медитация"
https://m.vk.com/wall473922788_12 Книга "Звуковедение"
https://m.vk.com/wall473922788_30 Книга "Бесприданница" стихов
https://m.vk.com/videos473922788 Видео 1996-2016 годов