Инструменты, предшествовавшие изобретению гармоники
Когда и каким образом европейцы ознакомились с принципом звукоизвлечения, примененным в шэне (звучание колеблющегося язычка), — точно установить трудно.
Возможно, что о шэне рассказали Марко Поло, который мог видеть его во время своих путешествий (1271 —1295), или купцы, развивавшие интенсивную торговлю с Китаем.
Упоминание об этом инструменте встречается в книгах начиная с XVII века, а в следующем столетии — в книге П. Амио приводятся уже подробное описание и рисунки шена. История практического распространения шэна показывает, однако, что еще ранее книги Амио он попал в Европу из Китая через Россию.
Интерес к культуре Запада и ко всем ее новшествам проявляла дочь Петра I Елизавета (1741—1761); с начала ее царствования ко двору в Санкт-Петербург приглашались иностранные художники, музыканты, ученые.
С 1748 года в течение пяти лет в Российской Академии наук работал молодой физик, изучавший в Галле и медицину, Христиан Готлиб Кратценштейн (Kratzenstein, 1723—1795). В 1768 году он основал «Новое музыкальное общество».
В 70-х годах проводил эксперименты со свободно качающимся язычком. Ему помогал органный мастер Киршник (Kirsnik). Около 1780 года Кратценштейну в результате эксперимента удалось сделать особую машину, которая говорила слова «папа» и «мама». Киршнику, в свою очередь, удалось сделать маленький орган, внутри которого звучали колеблющиеся язычки.
В начале 80-х годов Киршник приехал из Копенгагена в Петербург. Органом Киршника заинтересовались многие музыканты и любители новинок. Особенно сильное впечатление произвели нежные звуки на находившегося в то время в Петербурге органиста и композитора Георга Йозефа Фоглера (Vogler, —1814). Любознательный и энергичный, Фоглер стал изучать его устройство, веря в большое будущее нового принципа музыкального звукоизвлечения. В 1789 году он поехал в Варшаву , где заказал по своим чертежам шведу Раквитцу (С. Ъ. Rackwitz), ученику Киршника, музыкальный инструмент с введением в него колеблющихся язычков.
Это был портативный орган с четырьмя клавиатурами и педальером. С этим оркестрионом (так Фоглер назвал этот инструмент) он совершил многочисленные поездки по всей Европе, включая Великобританию.
В 1804 году Фоглер встретился в Вене с музыкальным мастером Леонардом Мельцелем (Melzel), и тот вскоре ввел этот принцип звукоизвлечения в свою пангармонику; в 1805 году Мельцель приехал с новой музыкальной машиной в Париж.
Можно предположить, что Габриэль Йозеф Гренье (Grenie), известный во Франции как изобретатель органа с колеблющимися язычками, узнал этот принцип звукоизвлечения от Мельцеля или от пражского мастера музыкальных инструментов Леопольда Зауэра (Sauer), который после знакомства с оркестрионом Фоглера в 1803 и 1804 годах также сконструировал несколько клавишных музыкальных инструментов с язычковыми голосами.
Таким образом, к концу первого десятилетия XIX века принцип звукоизвлечения, основанный на колебании металлического язычка, был известен в широком кругу музыкантов и музыкальных мастеров ряда стран, и многие из них изготовляли подобные инструменты, давая им свои названия. Так, в период 1814— 1820 годов появились органо-виолин и эолин Эшенбаха, элодикон и. аэлодикон Фойгта, аэолин Шлимбаха, аэломелодион Брюннера и Офмана, аэррефон Дитца и другие инструменты.
Результатом многолетних творческих поисков было изобретение в 1818 году венским мастером Антоном Хёккелем (Hockel) новой модели, названной им фисгармонией (Fusharmonium), получившей широкую известность во многих странах. На фисгармонию, в современном понимании этого слова, получил патент Александр Дёбен (Debain, 1809—1877) в 1848 году в Париже.
В 1835 году Якоб Александр (Alexandre, 1804—1876) стал строить фисгармонии с всасывающими мехами. Вскоре Александр переехал в Америку, где продолжал производство своих инструментов, и там такой тип фисгармонии получил название американского гармониума.
Такие же фисгармонии стал строить Христиан Бушман.
В России также было налажено производство фисгармоний отечественных образцов. Например, фабрика Д. А. Митропольского с 80-х годов выпускала много видов этих инструментов, в том числе митрофоны (ручные фисгармонии), изобретателем которых был владелец фабрики.
В первой половине XVIII века была создана и стеклянная гармоника. По своему устройству она похожа на ножное точило. Нажимая на педаль, играющий приводит в движение колесо с ременной передачей, которая, в свою очередь, заставляет вращаться ось с надетыми на нее стеклянными полушариями. Нижняя часть дисков касается воды, налитой в бачок, расположенный под ними. От прикосновения влажными пальцами к вращающимся дискам получается ровный мелодичный звук.
1762 году создал его усовершенствованный вариант. В 80-х годах XVIII века появились стеклянные гармоники с клавиатурой.
В период всеобщего увлечения стеклянной гармоникой произведения для нее писали виднейшие композиторы того времени, в том числе Моцарт и Бетховен, а позже — Берлиоз и Глинка. В 1788 году в Лейпциге был издан «Метод к гармонике» И. К. Мюллера — пособие для обучения игре на этом инструменте.