Астор Пьяццолла:"Преобразование танго - миссия, назначенная мне судьбой"
Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla), аргентинский композитор, родился в 1921 году в аргентинском городе Мар-дель-Плата. В 1925 году семья переехала в Нью-Йорк попытать счастья в большом городе. Позже Астор Пьяццолла вспоминал: «Это было время разрухи и мафии: я болтался по улицам больше, чем ходил в школу. Тогда моими кумирами были Дюк Эллингтон и Кэллоуэй, которых я ходил слушать у дверей Коттон Клуба - я был слишком молод и слишком беден, чтобы войти внутрь. А мой отец любил ностальгические танго Карлоса Гарделя. Поэтому, на девятилетие я получил в подарок бандонеон и стал заниматься с учителем, который объяснил мне основы классической музыки и познакомил с волшебным миром Баха».
В 1937-м семья вернулась в Аргентину, где Пьяццолла просто не мог не увлечься музыкой танго, которая в те годы буквально затопила эфир. В 16 лет он покинул свой родительский дом и переехал в Буэнос-Айрес.
Благодаря прекрасному владению инструментом Пьяццолла довольно скоро был принят в прославленный оркестр Тройло.
Дважды в неделю занимался по композиции у Альберто Хинастеры, одного из самых уважаемых композиторов континента, сочинявших классическую музыку. Теоретическая выучка, приобретенная у Хинастеры, снискала ему уважение среди знатоков танго.
В 1946 году Астор собрал свой первый ансамбль. Друзья играли исключительно танго: танго стало творческим кредо Пьяццоллы. "Я играл свои аранжировки и начал с трёхдольных размеров, хотя тогда были популярны четырёхдольные, и экспериментировал с диатоническими гармониями". Его новаторство не пользовалось успехом у публики, и ансамбль распался. Но он возобновил свои искания с ещё большим рвением и организовал струнный оркестр, который потерпел ещё более сокрушительную неудачу. Астор не унывал, тяжёлая жизнь в Нью-Йорке научила его быть упрямым и агрессивным до предела.
В 1950 г. в США его произведение “Портовая рапсодия” было награждено специальной премией. В 1953 г. его симфония “Буэнос-Айрес” удостоена премии Фабиана Севитски, а в 1954 г. “Синфониета” номинируется на премию Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса. В 1952 г. Пьяцолла удостоен премии композиторов Франции, и французское правительство предоставляет ему стипендию для обучения в Париже у Нади Буланже. Пьяццолла проучился у нее меньше полугода, но эти неполные шесть месяцев оставили серьезный след в его жизни. Она сказала: "Астор, следуй своему интуитивному чутью - твоя индивидуальность не в интеллектуальной музыке, а в танго с элементами классики и джаза".
С этой поры Пьяццолла целиком посвятил себя nuevo tango и больше никогда ему не изменял. По окончании французского периода Пьяццолла создает два ансамбля: Октет Буэнос-Айреса и Струнный оркестр. Творчество ансамблей совершает настоящую революцию в мире городской музыки, но против нее поднимается волна безжалостной критики. Музыкальные фирмы его бойкотируют, и Пьяццолла вынужден уехать в Нью-Йорк, где работает в качестве аранжировщика.
Два года спустя Пьяццолла возвращается в Буэнос-Айрес и создает квинтет. Пьяццолла дает концерты, записывает пластинки и несколько раз совершает турне по Аргентине, Бразилии и США.
В 1963 г. Пьяццолла завоевывает музыкальную премию Hirsch и пишет произведение “Три симфонических движения”, которое в том же году было исполнено оркестром под руководством Поля Клецки.
В 1965 г. Пьяцолла сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его поэмам. Диск «Танго» выходит в том же году. В 1967 г. в сотрудничестве с Орасио Феррером Пьяццолла пишет опериту “Мария из Буэнос-Айреса”. Затем по просьбе маэстро Кальдерона, руководителя Музыкального Ансамбля Буэнос-Айреса, сочиняет пьесу “Тангасо”, которая была исполнена оркестром во время турне по США. Пьяццолла пишет “Танго Шесть” для Мелос Ансамбля и “Милонга ет Рэ” для скрипача Сальваторе Аккардо Вскоре Пьяццолла организовывает Octeto Buenos Aires - первый из многих коллективов, с которыми он работал, отстаивая свои новые идеи.
В 1969 г. произведение “Баллада для безумца” завоевывает всемирное признание.. Его публика, до этого дня состоявшая в основном из узкого круга посвященных становится все более многочисленной, и Пьяццолла получает признание как подлинный выразитель музыки Буэнос-Айреса.
В 1970 г. Пьяццолла уезжает в Париж и совместно с Феррером создает ораторию “Молодой народ”, премьера которой состоялась в Сарбруке. В 1971 г. Пьяццолла создает группу “Ансамбль Девяти”. Пьяццолла имеет большой успех в странах Латинской Америки.
В последние годы Пьяццолла предпочитал участвовать в концертах в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, иногда он давал концерты со своим квинтетом. Пьяцолла выступал в США, Японии, Италии, Германии, Франции, Латинской Америке и т.д., расширяя, таким образом, рамки публики на каждом континенте во имя славы музыки Буэнос-Айреса.
Пьяццолла совместно с Lalo Schiffrin и St Lukes Orchestra записал “Концерт для аккордеона”, “Три танго для аккордеона с оркестром и “Сюиту Пунта дель Эсте”. С Kronos квартет музыкант записал сюиту “ Five Tangos Sensations”, которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений классической музыки.
В последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как “Генрих IV”, Бертолуччи, “Люмиер”, “Армагедон”, “Юг” и “Ссылка Гарделя”, а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу , Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своем решении: ”За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание”.
В феврале 1993 г. в Лос-Анжелесе , Астор Пьяццолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение Oblivion в категории “Лучшая инструментальная композиция”. Международная критика охарактеризовала Oblivion как одно из лучших произведений Пьяццоллы.
Астор Пьяццолла умер в Буэнос-Айресе 4 июля 1992 г.
Наследие композитора охватывает очень широкий жанровый диапазон и состоит приблизительно из 750 произведений, включая концерты, песни, музыку к спектаклям и кинофильмам, оперу и многое другое. Но все его композиции, независимо от жанра, построены примерно одинаково: довольно схематичная мелодия танго, щедрое rubato плюс полифония, эпизодическая политональность и необыкновенно выразительный свинг. Кроме того, Пьяццолле удалось вложить в свою музыку надрывный итальянский лиризм - конечно, это умели и его предшественники, однако у Пьяццоллы пронзительные мелодии опираются на более изощренные гармонические прогрессии, удлиняющие музыкальную фразу и вызывающие острое ощущение незавершенности. Каденции у него никогда не реализуются полностью.
Даже самые замысловатые из его произведений никогда не бывают скучными - доступность и почти кинематографическая ясность выгодно отличают их от большинства "серьезных" сочинений, написанных его современниками.
Благодаря Пьяццолле танго приобрело новый облик. Нечто подобное уже имело место в начале прошлого столетия - тогда танец искусственно "облагородили", чтобы сделать его приемлемым для культурной публики. Однако Пьяццолле удалось найти для него такую форму, которая отвечала вкусам нового поколения, способного оценить возбуждающее действие этой музыки. Эротичность, которая когда-то была скандальной, теперь стала экзотической и заманчивой. И все же Пьяццолла был не только мастером танго - как композитор, он был одновременно и реформатором, умеющим ломать застывшие формы, и истинным художником, способным соотносить свое творчество с той музыкальной традицией, которую сам же и отвергал. Не потеряв органической связи с доставшимся ему наследием, Пьяццолла обогатил его и в своих лучших произведениях сумел коснуться глубинных струн бытия - скромный подвиг, который в его время оказался мало кому по силам.