Из истории баянного оркестра
Огромное значение для повышения баянной исполнительской культуры в Беларуси имело функционирование баянных оркестров. Смысл существования таких оркестровых составов определен еще давними андреевско-белобородовскими традициями, продолжателем которых в 30-х годах XX века Москве был Л. Банович — организатор и многолетний руководитель первого симфонического оркестра баянистов. Преемниками идей Бановича в Беларуси явились В. Савицкий руководивший баянным оркестром в 1930-е годы в Минском музыкальном техникуме, и Г. Жихарев, создавший оркестр подобного типа в Минском музыкальном училище в 1958 году.
В БГК баянные оркестры организовывались на двух отделениях — очном (1967) и заочном (1966). Первыми их руководителями были Э. Лембович и Р. Назаренко. Руководство этими коллективами позже продолжил В. Чабан (оркестром заочников он руководил с 1972 по 1978 год, оркестром очного отделения с 1978 по 1988 год). В разные годы оркестром руководили народный артист РБ профессор М.А. Козинец, преподаватели Т.Д. Чеховская, Л. Гинько , С.С. Оводок.
С 2002 г. руководителем оркестра БГАМ «Art-Harmonicum» является старший преподаватель кафедры оркестрового дирижирования В.М. Черников.
Организацию и первые годы функционирования баянных оркестров консерватории курировал заведущий кафедрой народных инструментов Г. Жихарев. Он помнил оркестр Бановича и сформировал по его образцу тембровый состав белорусских баянных оркестров, правда, с добавлением группы аккомпанирующих балалаек (бас, альт, секунда). Партитура приспосабливалась к исполнению симфонической музыки главная его ценность в том, что оркестр раскрылся как школа, как механизм развития рациональных творческих начал учащихся.
Одной из главных целей, баянного оркестра явилось постижение стилевых пластов симфонической музыки. Под влиянием такой позиции создавались оригинальные произведения для оркестра, писалось огромное количество обработок крупных симфонических форм из мировой классики всех эпох ( произведений Генделя, Баха, Моцарта, Гайдна, Бетховена, Вебера, Шуберта, Шумана, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Кобалевского), а также произведений белорусских композиторов - Глебова, Оловникова, Каминского, Богатырева, Лученка и др. Было осуществлено немало переложений произведений современных западных композиторов( Бриттена, Хиндемита, Бартока и др).
В разное время белорусскими музыкантами были предприняты шаги по преодолению тембровой монотонности. Вводятся новые инструменты, такие как, аккордеоны, балалайки средних и низких регистров ( сейчас роль балалаек выполняет гитара-бас), духовые гармоники. Группа аккордеонов имеет свои тембровые отличия и чаще всего играет роль духовых инструментов симфонического оркестра. Большой тембро-выразительный потенциал сосредоточен в настраивающихся ударных инструментах ( литавры, вибрафон, ксилофон, колокольчики). Эпизодически в баянный оркестр включаются солирующие и декоративные инструменты - арфа, цимбалы, гусли, деревянные и медные духовые.
С течением времени баянные оркестры набирали популярность, и стали появляться во всех учебных заведениях Беларуси.
На данном этапе развития оркестр Белорусской государственной академии музыки «Art-Harmonicum» – это полноценная концертная единица в артистической жизни академии. Он является постоянным участником концертов в программе «Парад оркестров», «Молодёжь XX века в борьбе против СПИДа», а также представляет собственные концертные программы на различных эстрадах города Минска.
Стилистический арсенал оркестра включает в себя произведения мировой классики (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс), русской классики (А.С. Даргомыжский, А.К. Лядов, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский), современных композиторов (Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский), белорусских композиторов (Е.А. Глебов, В.В. Кузнецов), а также, широкий репертуарный перечень баянной литературы.
Исполнительскому стилю оркестра присущи энергичная ритмическая дисциплина, богатое, нарядное, сочное звучание tutti, тонкая и проникновенная выверенность сольных эпизодов, строгая метричность и разнообразие агогики.
Основная тенденция в развитии оркестра – поиск новых форм и средств выразительности в сфере баянно-аккордеонного исполнительства.