Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
 
 

Шен

Принцип звукоизвлечения в гармонике — звучание свободно колеблющегося язычка —-был известен еще в глубокой древности, за две-три тысячи лет до нашей эры. Во многих стра­нах Юго-Восточной Азии — в Лаосе, Бирме, 1ибете, Китае, Японии и т. д. — существовали музыкальные инструменты этого типа: кэн (1е khene laotien), ш э н и другие.

Кэн состоял из ряда бамбуковых трубок (от 6 до 14) длиной 67-91 см. Трубки были расположены в одной плоскости (горизонталь­но) и вделаны в общую камеру. В каждой труб­ке имелся маленький свободно колеблющийся металлический язычок, и только в одной труб­ке язычка не было. На некотором расстоянии от конца в трубках прорезались удлиненные отверстия, настраивающие колебания воздуш­ного столба, заключенного в трубке, в опреде­ленном тоне. Около общей камеры в каждой трубке было круглое отверстие. Если подуть в камеру и заткнуть это отверстие в трубке паль­цем, возникал звук.


Первоначально корпус шэна изготовлялся из небольшой высу­шенной и вычищенной изнутри тыквы, затем его стали изго­товлять из глины, дерева и металла. Сбоку корпуса вделы­вался патрубок или изогнутая трубка — так называемая «гу­синая шея». При помощи трубки играющий продувал ртом воз­дух через камеру или, наоборот, вдыхал его. При игре на шэне обычно ис­пользовали аккордовое звучание, закрывая пальцами сразу несколько отверстий.


Звук у этих инструментов был негромкий, певучий, значи­тельно мягче и тише, чем у современных гармоник.


У индийцев существовала свирель с колеблющимися язычка­ми. Сохранилось ее описание: «Язычок, вырезанный из тро­стинки или из гибкой металлической пластинки, наклеивается на отверстие, расположенное наверху. Окраска звука различна в зависимости от величины, формы, толщины и гибкости языч­ка. Некоторые индийские племена делают язычки в полости рога, и они звучат, как рожки ночного сторожа. Есть еще у ин­дийцев борнеосский язычковый инструмент (Borneotisches Zungenspiel) с усилителем из улиткового панциря...»

Особую группу среди предшественников гармоники образу­ют орган, волынка , дуда, гайда, коза, мюзет и другие .