Комментарии
 
17.06.2019 : Рооот : Полифония: "Ргрш"
08.06.2019 : ivanliakh : Сборники: "Добрый день очень нужны ноты))) ..."
 
Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
 
 

Азаревич Э.Н. - основатель белорусской баянной школы.

Родилась в 1919 году на х.Гецевщина, Витебской губернии. В 1935 году поступила в Минский музыкальный техникум по специальности « Музыкальное воспитание». С третьего курса обучения (1938) стала заниматься в классе специального баяна. Уже в 1939 году Азаревич была принята на работу в оркестр народных инструментов Белорусского радиокомитета, на должность концертмейстера группы баянов. Создателем и художественным руководителем этого коллектива был известный музыкант и талантливый дирижёр-симфонист К.А.Симеонов.
В 1940 году Азаревич была зачислена в БГК в класс к В.Я.Савицкому, однако занятия прервала война. Обучение пришлось продолжить спустя 8 лет.
В феврале 1952 года Азаревич зачисляют в основной штат профессорско-преподавательского состава. Став преподавателем консерватории (как и Жихарев), здесь же завершает свое вузовское обучение.

В 1953 года Азаревич возглавляет баянную школу БГК. Здесь зарождались основные тенденции формирования белорусской баянной школы. Главным ориентиром профессиональной деятельности является сфера педагогики. Наиболее существенным ее вкладом в основание школы является открытие сознательных путей к баянному исполнительству, к вдумчивому, техническому, образному освоению репертуара, к стилистически адекватному и восприятию и ощущению музыкальной классики.

Как известно, принципы и методы педагога-музыканта неотделимы от качеств и особенностей его личности. Несмотря на эмоциональную горячность, стиль ее отношений с учениками коллегами был подчёркнуто сдержанным. В своем классе она поддерживала такт, корректность, доброжелательность.

В арсенале средств обучения у Азаревич было несколько принципов.
Первый из них – принцип объяснения
. Ставились исполнительские цели, детально анализировались и решались технические и художественные задачи. Особое значение придавалось работе над мелодией. В центре внимания стояли вопросы красоты звука. К основным элементам звуковедения Азаревич относила и штрихи.
Касаясь технического развития учеников, наиболее важным было – воспитание игры свободными руками. Строго обязательным, была систематическая работа над гаммами.

Второй принцип педагогики Азаревич – направление, побуждение ученика к самостоятельному поиску художественных решений. Всегда поощрялась творческая инициатива ученика.

Третий принцип – сохранение национальной характерности школы. Азаревич постоянно обращалась к отечественному фольклору. В своих сольных программах, всегда содержавших белорусскую музыку, она ярко, с помощью неподдельной манеры интонирования убеждала слушателя в национальной характерности звучания сочинений белорусских композиторов.

При ее непосредственном участии в качестве исполнителя и редактора Е.Глебов создал первое белорусское баянное произведение в жанре фантазии.

Э.Н.Азаревич воспитала не одно поколение профессиональных музыкантов, заложив основу белорусской баянной школы. Среди ее воспитанников Г.Гришаев, Г.Мандрус, В.Савицкий, В.Харитонов, В.Куницкий, Э. Лембович, Т.Брагинец, З.Шатило, Р.Назаренко и многие другие.

Деятельность Э.Азаревич оказала решающие влияние на формирование исполнительской культуры белорусских баянистов. Азаревич воплощала белорусский менталитет, который проявлялся в ее душевном складе, уме, художественных воззрениях.