Общественное объединение (творческий союз) «Белорусский союз музыкальных деятелей»
 
Комментарии
 
 
Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
Объявления
 
09.03.2025 Готововыборный Аккордеон Weltmeister, цена 1 тысяча долларов: "Продаётся готововыборный аккордеон в отличном сост..."
09.03.2025 Готововыборный Аккордеон Weltmeister, цена 1 тысяча долларов: "Продаётся готововыборный аккордеон в отличном сост..."
09.03.2025 Готововыборный Аккордеон Weltmeister, цена 1 тысяча долларов: "Продаётся готововыборный аккордеон в отличном сост..."
 
 

Развитие белорусского баянного искусства в 50 - е годы XX века

В Беларуси основные вехи развития национального академического баянного искусства устанавливались под влиянием русской и украинской академических школ. Первоочередные задачи становления высшей баянной школы в Минске, начавшей свой путь в 50-е годы XX века, решались с учетом опыта кафедр народных инструментов ГМПИ им. Гнесиных и Киевской консерватории им. П. И. Чайковского.

Кафедра народных инструментов БГК в составе И. Жиновича (заведующий кафедрой), Г. Жихарева, Э. Азаревич и С. Ратнера, организованная в 1949 году, вела поиски оптимальных структурных и организационных решений академической практики.
 

Творческие подходы к репертуару строились чаще на интуитивных представлениях, находясь, в сущности, на обыденном уровне.

Немногочисленный репертуар формировался из нескольких оригинальных произведений (6—7 наименований), обработок народных песен и рукописно выполненных ведущими педагогами кафедры переложений классики.
 
Исполнительская техника опиралась на принцип четырехпальцевой аппликатуры.  В классной работе ставились задачи фактурного, технического освоения материала, передачи целостности формы. Главным критерием художественности исполнения была эмоциональная рельефность образа.

В 1950-х годах на отделении народных инструментов началась подготовка студентов к международным конкурсам.

Подготавливается ряд преподавателей для среднего звена белорусской баянной школы. Одно за другим открываются музыкальные училища в г. Молодечно, Новополоцке, Барановичах, Мозыре.

В 1950—1960-х годах большую популярность имел жанр инструментального концерта для народных инструментов, в том числе и баянного. В оркестровых коллективах БГК, музыкальных училищ составлялись программы государственных экзаменов с обязательным включением концертов для баяна, цимбал, домры, балалайки с оркестром. Эта идея базировалась на стремлении сохранить и развивать андреевско-осиповские традиции. К 1950-м годам были написаны концерты Н. Чайкина,  Ф. Рубцова, Н. Речменского, Ю. Шишакова. Баян всегда был неотъемлемой частью инструментальных составов оркестров.

Популярностью пользовался квартет братьев Болотовых, дуэт преподавателей кафедры народных инструментов БГК в составе Э. Азаревич и Э. Лембовича.

Сольная форма исполнительства развивалась медленнее и менее заметно. В 1950-е годы кафедрой народных инструментов была подготовлена и выпущена группа баянистов, которые исполнили сольные программы и получили высокие оценки на государственных экзаменах: Э. Азаревич, А. Агеенко, Э. Лембович, Р. Назаренко, Г. Гришаев, В. Сычев, В. Гладкий, А. Болотов. Однако в дальнейшем их выступления в качестве солистов были спорадическими. Это объясняется наличием определенных исполнительских недостатков у каждого из них. При общем хорошем впечатлении от их выступлений, недоставало психологического равновесия, репертуарного запаса для продолжительной сольной практики и прочее. Из наиболее талантливых исполнителей того времени выделяется фигура солиста Белорусской государственной филармонии П. Фомченкова. Благодаря ему впервые прозвучала и получила признание среди широкого круга слушателей Фантазия для баяна Е. Глебова, «Перепелочка» В. Кузнецова. Эти пьесы часто транслировались по белорусскому радио.

Основные тенденции развития белорусской баянной школы на первом этапе академизма проявились во внесении народного содержания в симфонические формы, в предпочтении коллективных форм исполнительства (оркестры, ансамбли) сольной, в ассимиляции интонационно-выразительных элементов европейской инструментально-исполнительской культуры, в постепенном вовлечении белорусского песенного фольклора в инструментальные обработки для баяна.

Источник:

В.А. Чабан" Белорусское баянное искусство", Минск 2008г.