Общественное объединение (творческий союз) «Белорусский союз музыкальных деятелей»
 
Комментарии
 
01.12.2024 : Виктор : Исполнители и педагоги: "Лизаветта, умничка, огонь!"
 
Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
 
 

Отраднов Игорь Ардалионович

Игорь Ардалионович Отраднов родился 24 августа 1956 года в небольшом немецком городке Ной-Руппин, близ города Потсдам в семье врачей.

В начале 60-х годов родителей И. А. Отраднова переводят на новое место работы в город Гродно. В их семье очень любили музыку. Мать, Анна Аркадьевна, пела народные песни, имея красивый голос. Отец, Ардалион Филаретович, самостоятельно научился играть на гармони. Родители старались обучить сына всему, что было возможно в то время.

В 7 лет (1963 г.) Игорь пошёл в школу. Он учился всегда с огромным желанием, был лучшим учеником в классе. Участвовал в олимпиадах по математике, физике, химии. Создавалось впечатление, будто он станет математиком, или врачом, как родители.
Но в 1966 году в общеобразовательную школу, где учился Игорь, пришли педагоги из музыкальной студии, для отбора одарённых детей с целью их обучения на баяне. И тогда он заявил, что больше всего хочет заниматься музыкой. С этого момента Игорь с баяном не расставался. Он быстро освоил азы игры на этом инструменте. Судьба мальчика была предопределена: только музыка, и только баян.

По окончании школы, И.Отраднов поступает в Гродненское музыкальное училище к М.Ф. Дриневскому, известному педагогу и талантливому музыканту.

Профессиональный рост был стремительным. Уже тогда, на первых курсах музыкального училища, он играл сольные концерты. Это было редкостью. В музыкальном училище его признавали состоявшимся музыкантом.

В 1975 году Игорь Ардалионович поступает в Белорусскую Государственную Консерваторию им. Луначарского в класс Михаила Григорьевича Солопова.

Среди студентов, сокурсников Игорь отличался глубиной мышления и широкой эрудицией. Расширяя свой кругозор, перечитывая имеющуюся методическую литературу, прослушивая записи известных баянистов, исполнителей, лауреатов, он готовил себя к конкурсным соревнованиям. И. А. Отраднов активно принимал участие в концертах, в кафедральных конкурсах БГК, в республиканских и международных конкурсах.

В 1980 году Отраднов с отличием заканчивает Белорусскую Государственную Консерваторию и поступает в ассистентуру-стажировку.

За время учёбы в ассистентуре-стажировке, его профессиональный уровень поднялся на ещё более высокую ступень.

Самым ярким событием в этот период его жизни, не считая многочисленных сольных концертов на сцене в БГК и многих других сценах, стала победа на международном конкурсе в городе Клингенталь (Германия). В 1982 году Игорь Ардалионович завоевал III премию и звание лауреата. Победа белорусского музыканта на международном конкурсе стала крупным событием в музыкальной жизни Беларуси. Это был прорыв в признании белорусской баянной школы. И. А. Отраднов осуществил его первым.
Концертная деятельность И. А. Отраднова стала ещё интенсивней. Он выступал на сценах Белгосконсерватории, Белгосфилармонии, записывался на радио. Работая солистом в филармонии, он много концертировал, в основном в городах Беларуси.

Особое внимание баянист уделял репертуару. Он стремился исполнять современную оригинальную музыку, созданную для баяна, с учётом его технических и темброво-выразительных возможностей. Также в репертуар обязательно включались обработки народных песен. Особое место в концертном репертуаре Отраднова занимали произведения белорусских композиторов. Сотрудничая с ними, он расширял оригинальный национальный репертуар для баяна.

После окончания ассистентуры-стажировки в 1983 году, он был принят на работу в БГК преподавателем. К педагогической работе отношение было очень серьёзным. Своих учеников Игорь Ардалионович очень любил, уважал и вместе с ними радовался любому успеху каждого ученика.

В 1985 году И. А. Отраднова пригласили на работу в Музыкальный лицей при БелГАМ.
Таким образом, молодой педагог, трудясь на двух ступенях музыкального образования, воспитывал новое поколение баянистов.

И. А. Отраднов – педагог, артист, личность.
И. А. Отраднов, один из самых талантливых представителей белорусского баянного искусства.
Им воспитано большое количество высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей и педагогов. Среди них: А. Передерий, В. Корольчук, В. Ивашко, Г. Артимович, П. Невмержицкий, Е. Тумаркина и многие другие.
Прежде всего, следует отметить, что И. А. Отраднов обладал необыкновенным терпением в работе с учениками, ценнейшим умением объяснить, убедить и поддержать.

Перед любым выступлением, будь то технический зачёт либо участие в международном конкурсе, И. А. Отраднов вселял в ученика уверенность, настраивал на позитивный психологический лад.
В своей педагогике Игорь Ардалионович придерживался современного демократического метода, но иногда использовал авторитарный.

Задачи перед учеником ставились всегда посильные. Индивидуальный подход к ученику был нормой обучения. Особое место уделялось развитию творческого мышления студентов. Немаловажное значение придавалось техническому развитию учащихся. И. А. Отраднов придавал выработке ответственного отношения к авторскому тексту. Задача была творчески объёмной – ученик должен был в тексте увидеть всё: верные ноты, штрихи, аппликатуру, динамические оттенки и прочее. Он приучал учеников как можно больше узнать о композиторе, об эпохе, о жизни и творчестве данного композитора, об особенностях его стиля. Сильное впечатление производило на ученика то, что И. А. Отраднов, говоря о музыке, использовал множество метафор, ярких образов, ассоциаций с жизненными ситуациями, проводил понятные аналогии. Таким образом, ученику становилось всё понятно, более интересно, и тем самым И. А. Отраднов «влюблял» ученика в музыку. С первых уроков И. А. Отраднов приучал ученика к осмысленным домашним занятиям. Обязательным требованием к ним была постановка цели. «Сначала продумай, свою работу, а потом её сделай…», - говорил он.

Характеризуя личностные качества И. А. Отраднова, следует отметить высокую этическую культуру, педагогический такт, дипломатичность, скромность, чувство взаимопомощи. Он был на редкость пунктуальным, аккуратным в выполнении обязательств. Он также не был равнодушным к профессиональным и бытовым проблемам учеников. Всегда мог откликнуться советом или делом на любую просьбу коллег и учеников.

И. А. Отраднов являлся составителем Программы по специальности баян-аккордеон для Республиканского учебного комплекса гимназия-колледж при БелГАМ (совместно с доцентом Булой М. И.) автором методических статей, в которых он освещал проблемы белорусской баянной школы и способы их решения, опираясь на свой исполнительский и педагогический опыт. Большая работа проделана Отрадновым по редактированию и переложению для баяна соло, и для ансамблей произведений белорусских, зарубежных композиторов.

Значительную часть творческой жизни И. А. Отраднова, кроме педагогической деятельности и сольного исполнительства, занимало ансамблевое музицирование.

И. А. Отраднов с увлечением играл в дуэте с домрой; в трио – домра, балалайка – баян; домра – баян – баритон; мандолина – баян – мандолина; и конечно, в дуэте с баяном.

Вначале 90-х был создан дуэт в составе И.Отраднов (баян) – Н.Марецкий (домра) под названием «Минск». Дуэт был постоянным. В процессе творческой и исполнительской деятельности к дуэту присоединялись некоторые другие музыканты. Дуэт вел насыщенную концертную деятельность. Ансамбль много гастролировал по странам ближнего зарубежья и Европе, не раз становился лауреатами международных конкурсов, выступал на сценах БГАМ, Белгосфилармонии, в музыкальных школах, училищах республики, в Минском институте культуры, в Республиканском институте проблем культуры. Часто выступали в других городах республики.

 Великолепное владение мехом, чувство музыкальной формы, умение донести до слушателя логику интонационного развёртывания материала, всех кульминационных моментов произведения и, бесспорно, техническое совершенство все это характеризует И.А.Отраднова как настоящего профессионала, настоящего артиста, цель которого, увлечь, завоевать слушателя, вызывая у него горячий отклик.

Незаурядный мастер, высокоинтеллектуальный музыкант, обладающий обострённым чувством современности и глубоко постигающий исполняемую музыку. В ярких достоинствах интерпретаторского мастерства, активной пропаганде современного концертного баяна отчётливо видится его вклад в белорусское баянное исполнительство.

Спасибо Алексею Коломыцеву  за предоставленные материалы.
 

 

Ваши отзывы о данном исполнителе:

17.09.2020 Сергей написал(а):
В каком году ушёл из жизни Игорь Ардалирнович?

02.10.2020 Admin написал(а):
И.А.Отраднова не стало в 2004 году...

 

Добавить комментарий: