Комментарии
 
Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
 
 

Расцвет советского баянного искусства в 50- 60 годы xx века.

В 50—60-е годы появляется новое поколение советских бая­нистов, чье творчество поднимает искусство игры на баяне на новую художественную высоту. Это Ю. Казаков, А. Беляев, В. Бесфамильнов, В. Галкин, Э. Митченко, А. Полетаев.

Юрия Ивановича Казакова
заслуженно называют артистом-первооткрывателем. Именно благодаря его творческой фантазии появился на свет качественно новый многотембровый готово-выборный баян. С концертов Казакова началось интенсивное развитие академической сферы в жанре сольного исполнитель­ства на баяне.
И глубоко закономерно, что именно этот музыкант первым из советских баянистов удостоен почетного звания народного артиста СССР (1985).

Анатолий Владимирович Беляев  в 1952 году окончил Ленинградское муз.училище им.М.П.Мусоргского (кл.баяна П.И.Смирнова), в 1957 - ГМПИ им.Гнесиных в Москве (кл.баяна Н.Я.Чайкина). Беляев стал первым  играть на электронном баяне(1964) не теряя при этом живого звучания инструмента, а с 1979 года на "Клавине" (комбинация готово-выборного баяна с электронным органом, конструкторы Ю.Волкович и А.Явелов).

В апреле 1966 года на фестивале «Ленинградская весна» он впервые исполняет «Концерт-поэму» А. Репникова в сопровожде­нии оркестра Ленинградской государственной под управлением Э. Серова.

В 1969 году он совместно с музыкантами-виртуозами В. Беляевским (гусли звончатые) и В. Минеевым (балалайка) — создает трио «Московские виртуозы» , которое с триумфом выступало в Японии, Италии, Турции, США, Бельгии, Югославии, Австралии, Франции.

А.В. Беляев не только яркий и выдающийся исполнитель, но и талантливый педагог, который взрастил не одно поколение баянистов.

Владимир Владимирович Бесфамильнов родился в Саратове в 1931 году.
 
В 1956 году окончил Киевскую консерваторию( по классу баяна Н.И. Ризоля). С 1955 года он солист Киевской филармонии.

В течение 1957—1959 годов Бесфамильнов становится лауреатом Республиканского конкурса (Киев, 1957, 1-е место), художественных конкурсов исполнителей на народных инструментах Всесоюзного фестиваля молодежи (Москва, 1957, серебряная медаль), VI и VII Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Москве и Вене (1957, 1959, золотые медали), Международного конкурса баянистов и аккордеонистов «Кубок мира» (Брюссель, 1958, бронзовая медаль).

Для исполнительского стиля Бесфамильнова, отличающегося яркой оригинальностью и неповторимостью, характерны поэтич­ность, одухотворенность, прекрасный звук и виртуознейшая тех­ника игры на инструменте.

Музыкант больших творческих интересов, он прекрасно играет легкую музыку, выступая с эстрадными ансамблями. Много вре­мени уделяет Бесфамильнов педагогической работе, будучи доцен­том Киевской государственной консерватории. Среди его учени­ков— известный ныне баянист-исполнитель В. Зубицкий.

Заслуженный артист РСФСР Вячеслав Анатольевич Галкин — первый советский баянист, удостоенный 1-й премии на Между­народном конкурсе баянистов и аккордеонистов в Клингентале (1966).
 
В 1958 и 1968 годах на конкурсе «Кубок Мира» им завое­ваны серебряные награды. Помимо этого он стал лауреатом художественных конкурсов исполнителей на народных инструмен­тах на VI и VII Всемирных фестивалях молодежи и студентов, получив золотые медали.

С 1962 года Галкин является солистом Московской филармо­нии. Исполнителем записано боль­шое количество пластинок. Галкин стал первым исполнителем Концерта для баяна Ю. Шишакова (во второй редакции), Импро­визации, Речитатива и Токкаты А. Репникова, Детской сюиты № 4 В. Золотарева, концертных вариаций и парафраз на темы народ­ных песен, а также Сюиты для баяна ми-бемоль мажор В. Ива­нова.

Баянист Эдуард Павлович Митченко стал первым интерпретатором многих новых значительных оригинальных произведений, созданных тогда совет­скими композиторами.

Творческая деятельность названных выше баянистов опреде­лила уровень развития советского баянного искусства в 50—60-е годы. Именно они стали утверждать новое камерно-академиче­ское направление в жанре сольного исполнительства на баяне, впервые достойно представили советскую баянную школу на международной арене.
 

Источник:

В. Новожилов" Баян", Москва" Музыка", 1988г.