Становление и развитие баяна в 20-40-е годы XX века
В 10—20-х годах выдвинулось несколько музыкально образованных, хорошо разбиравшихся в нотной записи баянистов, игравших на баянах петербургской системы. Такими были Я. Орланский, К. Летвиченко, Ф. Эшшнгер. Однако большинство баянистов в нотах разбирались слабо и своими успехами были обязаны исключительно большим природным способностям. Среди длинного списка подобных баянистов можно назвать, например, А. Бокова, П. Панова, М. Зеленко, П. Стрыгина, А. Гурьевского.
Баянисты 10—20-х годов вспоминаются нами сегодня с большим уважением, как пионеры баяна. Их успехи позволили обратить внимание на гармонику как на инструмент, обладающий высокими художественными возможностями, и ввести его преподавание в музыкальные учебные заведения в конце 20-х годов.
Москва имела значительно меньше мастерских, чем Тула и Петербург, и на это были свои причины. Главным их назначением был ремонт гармоник, хотя они и делали небольшое количество новых, в основном заказных инструментов. Здесь и возникла трехрядная хроматическая гармоника так называемой заграничной, а впоследствии московской системы.
Как и в Петербурге, в Москве были гармонисты, а затем и баянисты, игравшие в трактирах, ресторанах и в кино. Их было меньше, чем в Петербурге, и они также почти все играли на слух. Самым известным московским баянистом того времени был Алексей Георгиевич Батищев. Он родился в 1878 году в Туле. В конце 90-х годов он переехал в Москву и,примерно, с 1900 года стал играть в трактирах на венской гармонике, выступая под псевдонимом Тульский-Батищев. Играя на гармонике, он одновременно аккомпанировал себе на ножных басах. В Туле ему изготовили заказную гармонику-баян, с которым он выступал в кино «Электро-Патограф».
Этот баян Алексей Георгиевич сам много раз переделывал. На левой стороне вместо клавиатуры готовых аккордов он сделал выборную, переделал механику и соединил ее посредством резиновых трубочек с приставкой к пианино так, что если он играл на левой клавиатуре баяна и не двигал мехами, то звучало только пианино.
В 20-х годах репертуар Тульского-Батищева состоял из русских народных песен, вальсов Вальдтейфеля и Штрауса, маршей, отрывков и попурри из оперетт Кальмана, Оффенбаха и других композиторов, увертюры к опере Визе «Кармен».
.
В 1927 году Тульский-Батищев выступал в Московском цирке — играл одновременно, с помощью своих изобретений, на баяне, фортепиано и скрипке; на гармонике с фортепианными клавиатурами играла жена. Номер Батищевых назывался «Человек-оркестр». Слышавшие его говорят, что это был не только эффектный цирковой номер, но и высокохудожественный: тонкое музыкальное чутье соединялось у Батищева с ощущением основ оркестровки. Публика, слушая его, временами забывала, что на трех инструментах играет один человек.
Другим популярным московским баянистом того времени был Александр Иванович Кузнецов. Кузнецов родился в 1896 году в г. Зарайске Московской области в семье гармонного мастера. Дома была фисгармония — предмет увлечения мальчика, — на которой он хорошо играл по слуху и по нотам.
Отслужив в армии, Кузнецов поселяется в Москве. Он играет на баяне (так с этого времени он называет свою гармонику) в трактирах и ресторанах. В 1923 году Александр Иванович сам сделал новый баян с выборной клавиатурой на левой стороне, но не в три, а в четыре ряда (первый ряд составляли басы, которые шли независимо от остальных, в хроматическом порядке).
В 1925 году Александр Иванович поступает работать баянистом в театр имени Вс. Мейерхольда.
Много внимания в эти годы уделялось и налаживанию выпуска гармоник. Однако все это было нелегким делом, так как с начала первой мировой войны (1914) производство гармоник в России резко сократилось; продолжали работу лишь единичные кустари. И только в начале 20-х годов начинается кооперирование кустарей и создание артелей по производству различных гармоник.
Первая артель была организована в 1922 году в Туле гармонным мастером А. П. Пастуховым.
В эти годы Алексей Петрович ведет интенсивную экспериментальную работу как музыкальный мастер-акустик. Он изучает акустические особенности планки, влияние проемов различных размеров на звук, взаимосвязь профилей стальных голосов с тембром и силой звука.
Гармонные фабрики строятся и организуются в Череповецком и Вятском районах, Горьковской области, в городах: Ленинграде, Уфе, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Саратове.
Для лучшей организации гармонного производства в 1928 году в Москве была устроена первая выставка гармоник, проводившаяся одновременно со Вторым конкурсом гармонистов.
После проведения первых конкурсов гармонистов популярность баяна резко возрастает. Начинает вводиться преподавание игры на баяне в музыкальных учебных заведениях Ленинграда, потом Москвы, а позднее — других городов.
В Ленинграде класс баяна был открыт в 1927 году при 3-м Государственном музыкальном техникуме. Инициаторами и первыми педагогами были Я. Ф. Орланский и К. Н. Летвиченко. Через год в Москве при музтехникуме образовалась секция гармоники с 4-годичной программой.
Встает вопрос об издании серьезной учебной литературы для баяна.
С 1930 года начинают издаваться пособия для более серьезного обучения под руководством педагога. К числу первых таких изданий можно отнести «Руководство для обучения игре на баяне», составленное преподавателем Московского музтехникума Л. Бановичем, а также «Практическую школу-самоучитель для баяна» И. Гладкова и А. Голубева. Одновременно начинается издание сборников переложений для баяна, состоящих из произведений классиков и предназначенных для музыкально-педагогической работы.
В 30-е годы происходит дальнейшее расширение фабричного производства гармоник.
В 1934—1936 годах организуются новые предприятия в Казани, Шуе, Алатыре, Нальчике, Арма-вире, Грозном, Житомире, Вышнем Волочке, Ардатове.
.Одновременно с увеличением количества выпускаемой продукции ведется работа и по улучшению ее качества. Особенно большое внимание уделяется усовершенствованию баянов в музыкальном отношении.
С 1938 года баян вошел в крупные музыкальные коллективы: Государственный русский народный оркестр имени Н. П. Осипова, Государственный русский народный хор имени М. Е. Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца СССР.
Широкому распространению этого инструмента и повышению исполнительского мастерства способствовали конкурсы и олимпиады художественной самодеятельности.
Появляются и оригинальные произведения для баяна. Первые из них (например, сюита для баяна Ф. Клементова) оказались малоудачными, но уже в 1937 году были созданы и исполнены два очень интересных произведения крупной формы — концерт для баяна с оркестром русских народных инструментов Ф. Рубцова (П. Гвоздев и оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева под управлением Э. Грикурова) и концерт для выборного баяна с симфоническим оркестром Т. Сотникова (В. Павлючук и симфонический оркестр под управлением М. Павермана).