П. Гвоздев-первый исполнитель концерта на баяне
Павел Александрович Гвоздев родился в 1905 году в Казани.
В доме была двухрядная гармоника, и, под руководством отца, он стал с шести лет играть на ней. Видя стремление мальчика к музыке, отец пригласил педагога по фортепиано, который и подготовил его к поступлению в музыкальное училище.
Окончив училище (последние три года Гвоздев занимался в классе профессора К. А. Корбута) в 1924 году, Павел Александрович переезжает в Ленинград и поступает в консерваторию.
Занимаясь по классу фортепиано, Гвоздев не оставлял и гармоники, к которой имел большое тяготение. Двухрядную сменила трехрядная венская, а в 1919 году Гвоздев приобретает баян (правая — московской системы, левая — хегстремовской). На этом баяне он играл более двадцати лет.
Там, в Ленинграде, одновременно с учебой начинается и артистическая деятельность Гвоздева; он выступает как аккомпаниатор и солист на баяне.
В 1931 году его пригласили педагогом по классу баяна в музыкальный техникум; пробыв там год, Павел Александрович перешел на работу в Общество любителей камерной музыки (организованное еще Римским-Корсаковым), а свой класс передал Азарию Ивановичу Иванову.
В 1934 году Гвоздев, работавший в Доме Армии и Флота, с группой артистов уезжает в длительную концертную поездку для обслуживания воинских частей Дальнего Востока.
Вернувшись через год, он приготовил программу, состоявшую из сложных классических произведений. Чтобы дать самостоятельный концерт, П. Гвоздев снял зал Общества любителей камерной музыки. Волнение, охватившее Павла Александровича, легко понять: ведь впервые один баянист должен играть весь концерт, тем более в зале, «снятом на свой страх и риск». Однако все прошло блестяще. Вот как в печати было отмечено это событие:
"ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ НА БАЯНЕ.
Концерт баяниста П. Гвоздева — это первая попытка «баяна» выйти на концертную эстраду с самостоятельной и необычной программой. В ней были и Бах, и Гендель, и Моцарт, Шопен, Чайковский, Римский-Корсаков. Как порыв ветра, промелькнул под пальцами талантливого баяниста «Полет шмеля» из «Салтана», органом зазвучал баян в «Чаконе» Баха, «Пассакалии» Генделя.
В лице Гвоздева «демократический баян» впервые дерзнул войти в замкнутый круг лучших произведений мировой музыкальной литературы. И это вторжение убедило в полном праве инструмента на равноценное положение с другими, давно признанными сольными инструментами концертной эстрады".
П. А. Гвоздев становится солистом Ленинградской государственной филармонии и выступает с оркестром имени В. В. Андреева и с симфоническим оркестром филармонии (дирижер Е. А. Мравинский).
П. А. Гвоздев — изобретатель новой конструкции левой клавиатуры баяна; в созданном им инструменте (1950) кнопки басов, расположенные по принципу фортепиано (с удвоением их звучания при помощи регистра), сочетаются с рядом кнопок готовых аккордов.
П. А. Гвоздев — один из самых ярких баянистов, пришедших на концертную эстраду в довоенные годы.