Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
Объявления
 
16.03.2019 Продаётся Аккордеон: "Немецкий , в хорошем состоянии."
09.03.2019 Немецкий аккордеон Вельтмейстер Стелла 3/4 80 басов т.8033-3660007: "Продам немецкий аккордеон Вельтмейстер Стелла 3/4 на..."
 
 

Возникновение баяна

С конца 80-х годов в России получают большое распространение однорядные и двухрядные гармоники ( так называемые венки и хромки), для которых в начале 90-х годов издается большое количество школ и самоучителей . Однако эти  гармоники  уже не могли удовлетворить все возраставших требований к этим инструментам. Начались поиски новых конструкций.

В начале 90-х годов в России появилась первая хроматическая трехрядная гармоника системы Мирвальда. Звуки на сжим и разжим у нее были одинаковые, кнопки располагались на клавиатуре в хроматической последовательности по косым рядам. 
В 90-х годах усовершенствованием гармоник много занимался известный петербургский мастер Н.ЗСиницкий. Долго экспериментируя над русской двухрядкой, он создает на ее основе в конце 90-х годов хроматическую гармонику, названную им «Реформа». Она издавала одинаковые звуки при смене движений меха, а хроматически измененные полутоны помещались в одном ряду. Однако малоудобное расположение клавиш на правой клавиатуре и примитивный аккомпанемент на левой, состоявший только из мажорных аккордов (как и на гармонике Мирвальда), не способствовали ее распространению.

Впоследствии мастеру удалось сконструировать трехрядные и четырехрядные (четвертый ряд повторял первый) гармоники с более удобным расположением клавиш, имевших форму лопаточек. Эта система получила название системы Синицкого . В 20-х годах нашего века Синицкий создал серию оркестровых гармоник с различными диапазонами и тембрами.

Другая трехрядная хроматическая гармоника появилась в тульском оркестре гармоник. Конструктором ее был В.П Хегстрем.

В 1900 году Хегстрем конструирует трехрядную хроматическую гармонику с расположением звуков на правой клавиатуре, совершенно отличным от всех предыдущих. Первая такая гармоника была сделана по его эскизам мастером Горбуновым. Она имела 37 кнопок на правой клавиатуре и 36 — на левой. Следующая гармоника имела только правую клавиатуру, на которой было 45 кнопок (оркестровая, на ней в оркестре играл Горбунов). Затем такие гармоники с клавиатурами на обеих сторонах стали делать мастера Алексей Глаголев, Николай Гнидин, а за ними и другие. Эти гармоники получили название трехрядных хроматических гармоник системы Хегстрема. На левой клавиатуре этих гармоник басы и аккорды по вертикали располагались в обратном порядке, чем принято это сегодня, то есть сверху вниз: ля-бемоль, ми-бемоль, си-бемоль, фа, до, соль, ре и т. д.

Когда прекратилась деятельность оркестра, организованного Н. И. Белобородовым (1902), Хегстрем организовал свой оркестр.Состав оркестра Хегстрема был больше, чем состав оркестра Белобородова; кроме клавишных гармоник, здесь появляются новые, кнопочные. Создание оркестра — работа, требовавшая от руководителя большого умения и труда. Да и  не только этого: многосемейный Хегстрем отрывал средства от своего скудного жалования для нужд оркестра и заказа новых инструментов. Мастеру В. Горбунову в 1902 году он заказал, например, гармонику-бас. Это была первая тембровая оркестровая кнопочная гармоника с одинаковыми звуками при смене движений меха и третья по счету трехрядная хроматическая гармоника системы Хегстрема. Она сохранилась до наших дней.
 В 1906 году  Хегстрем совместно с участниками оркестра начинает организацию «Первого российского общества любителей игры на хроматических гармониках». Организация этого Общества была широко поддержана рабочей массой любителей гармоник и общественностью в Туле.
Задачей Общества являлось: посредством устройства концертов, выставок, издания книг, журналов, трудов по производству клавишных и кнопочных хроматических гармоник способствовать усовершенствованию и широкому распространению этих музыкальных инструментов среди населения.

В 1908 году оркестр выезжает в Москву, на этот раз по приглашению фирмы «Бр, Патэ», записывавшей игру оркестра на пластинки. Были записаны: марши «Да здравствует Европа», «Тоска по родине», вальс из оперы Гуно «Фауст», увертюра Келлер-Бела «Веселая игра», «Концертная полька», «Мельница в лесу», «Матчиш», попурри на русские темы. Представители фирмы через переводчика очень лестно отозвались об оркестре, говоря, что нигде не встречали подобного.
При прослушивании записи удивляет исключительная слаженность, четкость и музыкальность исполнения .

К 1914 году  трехрядные и четырехрядные хроматические гармоники получили уже большое распространение. Их все чаще стали называть баянами — название, данное русской хроматической гармонике новой системы гармонистом Я. Ф. Орланским-Титаренко и мастером П. Е. Стерлиговым.

Яков Федорович Орланский
родился в 1877 году в Петербурге.  В 1903 году мастер Стерлигов сделал ему по заказу четырехрядную петербургскую гармонику, в которой три ряда были диатонические, а четвертый — с производными звуками. Орланский стал выступать в трио с Ф. Кришем и В. Сорокиным, имевшими такие же гармоники. В 1905 году Яков Федорович задумывается над созданием новой, более совершенной гармоники, удобной для сольного исполнения сложных произведений. Такой инструмент сделал ему все тот же Стерлигов — мастер, сыгравший значительную роль в преобразовании гармоники.

Петр Егорович Стерлигов (1872—1959) родился в селе Сошкино Рязанской губернии. Семья была многодетная, и содержать ее было трудно. Поэтому, как только ребенок подрастал, его старались пристроить к какому-нибудь ремеслу. Когда Пете исполнилось 16 лет, настала и его очередь. В Петербурге ему вскоре удалось устроиться чернорабочим на ткацкую фабрику.  Случайно он познакомился с музыкальным мастером, занимавшимся ремонтом гармоник. Новый знакомый как-то пригласил Петра зайти к нему домой; тут же в квартире была и его мастерская. Этот вечер решил всю дальнейшую судьбу молодого Стерлигова.

Вскоре Петр самостоятельно отремонтировал принесенную заказчиком гармонь и сделал это  очень умело. За несколько лет Петр Стерлигов не только досконально изучил ремонт гармоник всех существовавших в то время систем, но и освоил весь цикл производства новых: от столярных работ до самой сложной и тонкой операции — наклепки и настройки голосов.

Стерлигов не умел играть на гармонике и не мечтал стать исполнителем; это был мастер, увлеченный своим ремеслом. Единственная песня, которую он виртуозно играл на гармонике любой системы, была «Светит месяц»; ею он и проверял сделанные им или отремонтированные инструменты. 

Петр Егорович уделял много внимания инструментам, которые делал для заказчиков. Каждая следующая модель была более совершенной.  Его первые баяны имели многие черты простой петербургской гармоники, а уже в 1913 году он делает первый в России пятирядный баян — модель, не устаревшую и сегодня.
Более двух лет работал Стерлигов над новой гармоникой, заказанной Орланским-Титаренко. Наконец осенью 1907 года инструмент был готов. На правой стороне была четырехрядная (с повторением первого ряда) клавиатура системы Стерлигова, которая со временем стала называться петербургской, а затем и ленинградской. Все клавиши были черные полированные в виде выпуклых квадратиков. На левой — клавиатура имела готовый аккомпанемент из мажорных и минорных аккордов, септаккордов и басов, но совершенно оригинальной системы, отличающейся от общепринятой сейчас. Звуки при смене движения меха были одинаковые. Яков Федорович Орланский,  назвал эту самую совершенную гармонику того времени баяном (по имени древнерусского легендарного певца-гусляра).
С 1914 года начинаются тяжелые времена для любителей и ценителей баяна.  Вследствие призыва в армию и по другим причинам из оркестра выбыла часть участников. С 1915 года заседания Общества прекратились, работа оркестра свертывалась.

С начала 1918 года по просьбе любителей-гармонистов в Туле было восстановлено «Общество гармонистов», возобновлены регулярные заседания, начались репетиции оркестра в составе двадцати семи человек. В том же году вернулся по демобилизации М. Хегстрем и стал опять участником оркестра, руководимого его отцом. В 1919 году оркестр В. П. Хегстрема, насчитывавший около сорока человек, был взят на государственное обеспечение при тульском Просветкульте, и концертная деятельность его стала еще обширнее.
В 20-х годах возникают и другие аналогичные оркестры. В 1926 году в Москве организуется «Первый симфонический оркестр гармонистов» под управлением Л. М. Бановича. В составе его, кроме различных баянов, были и другие гармоники (концертины, аккордеоны, монофоны, ножные басы). Оркестр вел большую концертную деятельность. Как вспоминают участники оркестра, его состав был не высок в профессиональном отношении, но дирижер умел так увлечь их и организовать дело, что все играли с энтузиазмом и артистическим вдохновением. Высококвалифицированный музыкант (скрипач), Банович имел необыкновенное чутье и в оркестровке. Работа этого коллектива положительно оценивалась самыми строгими критиками.

Этот знаменитый коллектив гармонистов просуществовал более десяти лет, пропагандируя серьезную симфоническую музыку в народе. В 1937 году оркестр потерял своего руководителя и через год распался.

В 1928 году в Ленинграде при Третьем государственном музыкальном техникуме организуется большой оркестр гармонистов под управлением А. Клейнарда. И далее такие оркестры появляются во многих городах.