Девушка с баяном
Глядя на Екатерину Тарас, хрупкую, элегантную девушку, трудно поверить, что она баянистка, которая выступает наравне с крепкими мускулистыми мужчинами (а их большинство среди музыкантов, выбравших этот инструмент). Тем не менее, это не помешало ей стать лауреатом Гранд-премий Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи , многочисленных Республиканских и Международных конкурсов, стипендиатом Специального фонда Президента.
- Катя, почему вы выбрали именно баян?
—Я родилась в музыкальной семье, родители окончили Белорусскую государственную консерваторию (ныне Академия музыки) по классу баяна-аккордеона. Неудивительно, что с раннего детства они занимались моим музыкальным образованием. Как только исполнилось 2 года, родители подарили мне маленький баян. Такая игрушка, несомненно, меня заинтересовала, и основным увлечением на ближайшие полгода стала попытка извлечь из замысловатого устройства благородный звук. Более того, инструмент был немного тяжеловат для моего возраста, но уж очень нравилось его носить! Сейчас мой баян весит 15 килограммов, и меня это ничуть не смущает.
- Первые овации как оценили?
Мой первый концерт состоялся в четыре года. Когда репертуар по времени превысил двадцать минут мама вынесла мой мини-баянчик на улицу, посадила меня на лавочку, поставила под ноги подставку( т.к. маленькие ножки не доставали до земли), и соседи с замиранием сердца слушали детские "Каприсы". Тогда же я повторила свой успех в детской школе искусств, за что администрация торжественно вручила мне апельсин...
- Как считаете, развитие творческих способностей в детстве влияет на становление музыканта в будущем?
- Моим педагогом была мама — Тереза Владиславовна Тарас. Она воспитала не одно поколение лауреатов. Занятия проходили дома, практически круглосуточно. Так что в училище я поступала с программой, с которой до сих пор многие заканчивают Академию музыки. Как сейчас, помню Органную прелюдию и фугу И.С. Баха!
- Помните первый свой конкурс, который выиграли?
—В Республиканском конкурсе имени И. Жиновича приняла участие в 11 лет. Проводится он в три тура. Чтобы попасть на финальный уровень, необходимо занять два первых места: на отборочном туре в школе и на городском конкурсе. Финал проходил в городе Бобруйске, где я заняла второе место.
— Многие знаменитые артисты очень трепетно относятся к выходу на сцену. Волнуетесь ли перед выступлением?
Перед концертами совершенно не волнуюсь .Люди приходят сюда получить определенный заряд энергии, впечатлений, эмоций. Но публика очень привередлива. И то, что с удовольствием слушают в Италии и Германии, у нас может не приветствоваться. Поэтому каждый музыкант должен четко себе представлять, где играть, для кого и зачем. От этого уже зависит и выбор репертуара , и сценическое поведение и, собственно, само волнение.
- А на конкурсах? Неужели вы действительно этакая "железная леди со стальными нервами"?
- Нет, ни в коем случае не" железная", да и с конкурсным волнением дело обстоит совсем по-другому. Там чувствуешь огромную ответственность , в первую очередь за свою страну, за белорусскую школу, за своего педагога-профессора, заслуженного артиста Республики Беларусь Николая Ивановича Севрюкова, у которого я сейчас занимаюсь в магистратуре. Да и за себя уже, честно говоря, не меньше волнуюсь, потому что после каждого выступления об исполнителе формируется конкретное представление, которое изменить в худшую сторону можно мгновенно, а вот исправить — практически невозможно.
- Знаю, что, кроме лауреатских званий, у вас есть два Гран-при.
- Да, первое Гран-при я получила на Республиканском конкурсе имени И. Жиновича (среди средних специальных учебных заведений). В то время я училась в Минском музыкальном училище имени М. Глинки в классе Николая Серафимовича Буянова . За все годы проведения конкурса Гран-при никогда «не отправлялось» в МГМУ, поэтому победа была очень важной не только для меня, но и для всего столичного училища! До сих пор этот рекорд еще никто не превзошел! Второе Гран-при получила во Франции на Международном конкурсе GRAND-PRIX INTERNATIONALE «Jeunes Talents», уже будучи студенткой Академии музыки.
— Катя, с какими трудностями сталкиваетесь в процессе занятий?
— В профессии я диктатор и деспот: могу издеваться над собой часами. Точно знаю, чего хочу, и знаю, как этого добиться. Проблема возникает только в том, что по натуре я все-таки человек романтичный. И когда во время занятий Катя” номер один ” начинает слишком много мечтать – все это ужасно раздражает Катю “ номер два“, потому что из-за своих возвышенных лирико-философских дум приходится иногда заниматься часов по двенадцать! Вот такая борьба чувств и разума, как писал В. Высоцкий: «Во мне два Я — два полюса планеты, два разных человека, два врага...».
— Вы увлекаетесь поэзией?
- Более того, сама пишу и не удивлюсь, если моих творений окажется уже более полутысячи. Но это уже совсем другая история.
— Слышала, что вы одна исполнительница-баянистка, конкурирующая с противоположным полом. Легко ли такой хрупкой, нежной девушке соревноваться с мужчинами?
— Для многих исполнителей играющая на баяне женщина — это вообще парадокс, особенно для тех, кто впервые видит это «чудо» (смеется). Мне очень льстит, когда на второй тур международных конкурсов из 25—30 участников (в основном мужчин) проходит шесть крепких, мускулистых баянистов и я, Катя Тарас. Но никакого снисхождения со стороны членов жюри нет и быть не может, особенно если конкурс имеет финансовую основу. Конечно, давно пора разделить женское и мужское исполнительство на баяне и аккордеоне (как спорт), тем самым повысить уровень женского...
— Говорят, что главное для девушки — удачно выйти замуж. Как вы к этому относитесь?
— Безусловно, удачно выйти замуж — это очень важно. Но девушка должна сама для себя решить, когда она хочет выйти замуж, что ей это даст и будет ли она счастлива. Ведь если мужчина убежден, что для женщины вполне достаточно среднего образования, а она мечтает, например, о поступлении в вуз, вряд ли она будет с таким мужем счастлива.
— Приведите пример творческого удовольствия.
— Отнять у меня концертную жизнь поездки , возможность воплощения фантазии — это все равно, что, образно говоря, воздух перекрыть. Недавно я побывала на Международном фестивале, посвященном 65-летию Великой Победы в городе Ржеве. После выступления, поднимаясь по лестнице, обратила внимание на толпу возле одного из кабинетов. Постепенно до меня дошло, что это именно тот кабинет, в котором я разыгрывалась Все эти люди ко мне! Директор школы искусств, Вера Дмитриевна, у которой я жила, еще три дня после выступления плакала, вспоминая «Вокализ» С. Рахманинова... Вот ощущение не просто собственного удовольствия, а именно нужности того, что ты делаешь для других. Для меня это очень важно! Поэтому, пользуясь случаем, хочется выразить огромную благодарность Президентскому фонду за поддержку, которая на самом деле так необходима.
- Уровень мастерства белорусской баянной школы отличается от европейского?
-Белорусская баянная школа является одной из ведущих в мире. В Белорусскую государственную академию музыки специально едут учиться из России и Китая, педагогов уважают на международной арене, исполнителей приглашают на фестивали и с сольными концертами за границу. В частности, раз в 3 года в Беларуси проходит международный конкурс исполнителей имени И. Жиновича, а также детские республиканские конкурсы, создана Ассоциация белорусских баянистов и аккордеонистов. Все это способствует развитию баянной школы в стране.
— За годы учебы вы стали лауреатом более 10 конкурсов. Планируете ли дальнейшие гастроли?
— Сейчас я сама себе продюсер. Это немного новое, не освоенное мною дело. В апреле состоялись поездки в Грецию и Россию, благодаря чему появилось много новых знакомств и ряд предложений и концертов. В частности, пока хорошо складывается творческий контакт с Россией, поступили предложения из Боснии и Сербии. И я счастлива! С большим удовольствием приняла все предложения без исключения, а это значит, что есть для кого трудиться. Есть публика — есть будущее. Для музыканта это очень важно!
Ирина АКУЛОВИЧ, "7 дней"