Общественное объединение (творческий союз) «Белорусский союз музыкальных деятелей»
 
 
Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
Объявления
 
30.01.2025 Баян, аккордеон, гармонь + аксессуары!: "Баян, аккордеон, гармонь.Продажа, ремонт, прокат, бе..."
25.01.2025 Продаю аккордеон SCANDALLI: "Продаю аккордеон "SCANDALLI", M 874/100. M..."
25.01.2025 Продаю аккордеон SCANDALLI: "Продаю аккордеон "SCANDALLI", M 874/100. M..."
 
 

Начало производства и распространение гармоник в России

Россия была одной из тех стран, где гармоника сразу же после ее изобретения получила большое распространение. Особенно большую роль в распространении гармоники в России сыграли Петербург, Рига, Одесса и другие портовые города.
Гармоника сразу же пришлась по вкусу широким народным массам и стала вытеснять другие бывшие в народном обиходе старинные музыкальные инструменты. В 50—60-х годах гармонику можно было встретить на деревенских праздниках или городских ярмарках как в областях Центральной России, так и на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и даже на Урале.

Отечественное производство гармоник началось в промышленном центре России — Туле.
Тула в первой половине XIX века жила кипучей производственной и торговой жизнью.
Спрос на гармонику все возрастал, занятие оказалось прибыльным, и кустари перешли целиком на изготовление гармоник. Поэтому в работе стали принимать участие и члены семьи мастера — так появились первые мастерские на дому.
Количество домашних мастерских, изготовлявших детали или гармоники целиком, увеличивалось в Чулковой слободе с каждым годом. Наконец, в начале 40-х годов (значительно раньше, чем в Италии, США и многих других странах) в Туле возникли гармонные фабрики, на которых производилась главным образом сборка гармоник из деталей, сделанных кустарями на дому.

С начала возникновения гармонного производства и до середины 50-х годов кустарные мастерские и фабрики вырабатывали почти исключительно так называемые детские гармошки, имевшие до 5 клапанов на правой стороне. Они были грубой яркой отделки и очень примитивного устройства, мех делался наподобие бумажных гофрированных фонариков. Производились и гудочки — гармошки без клапанов, издававшие один-два звука, — детская забава, встречавшаяся многие годы на ярмарках. Кустари, выпускавшие эти гармоники, смотрели на них просто как на кустарно-промышленное изделие, предназначенное для развлечения и дававшее хороший доход.

Среди гармонных мастеров того времени заметно выделяется Леонтий Алексеевич Чулков (1846—1918). Он родился в деревне Глухие Поляны, недалеко от Тулы, в семье крепостного крестьянина.  В 13 лет мальчик остался сиротой и был отдан дядей в ученики на гармонную фабрику Гаврилы Тимофеевича Воронцова.  Там его определили в цех по наклепке гармонных голосов . Он  с благоговением относился к гармонике, а в свободное от работы время играл на ней. Сперва научился играть на простой семиклавишной гармонике, а впоследствии хорошо овладел и другими, более сложными. При наклепке голосов Чулков стремился к облагораживанию звука, и действительно, гармоники его работы звучали мягко и напевно. В мастерской Чулкова производились гармоники только русского типа; иностранные образцы он не копировал.

Начав производство гармоник, тульские мастера, делавшие сначала такие же, как и привезенные, со временем решили перевернуть планки другой стороной к клапанам, отчего все звуки, которые раньше звучали на разжим меха, стали звучать на сжим, и наоборот, что облегчало исполнение русских песен и частушек. Такие инструменты получили название русской гармоники, или тульской гармоники-семиклапанки.

Основным недостатком первых тульских гармоник являлась не столько ограниченность диапазона звуков, сколько отсутствие свободы звучания в аккомпанементе. Это и определило дальнейшее развитие русской однорядной гармоники. Стремление исполнять на гармонике мотивы местного песенного фольклора привели к созданию различных типов гармоник, которые получали название в зависимости от места их изготовления и распространения. Так возникли саратовские, касимовские, череповецкие, саратовские, елецкие, сибирские, смоленские и многие другие типы гармоник.

В Саратове семиклавишная гармоника подверглась дальнейшим изменениям.  Увеличилось количество голосов , диапозон расширился до 10-12 клавиш. На левой стороне появились два колокольчика. Впервые русские умельцы применили на гармониках ломаную деку — акустическое устройство для придания звуку определенного тембра.На новых моделях появились и регистры, которые называли «движками», обычно включавшие нижнюю октавную планку, а иногда и свистовые. Наконец, в этих гармониках не стало внешних застежек меха: он запирался оригинальным внутренним устройством.

Почти одновременно с саратовской гармоникой — в 70-х годах XIX века — в противоположной от Тулы стороне появилась бологовская  гармоника, или бологовка.  Сперва эти гармоники были однорядными, но в дальнейшем появились два, три и даже четыре ряда клавиш (в виде лопаточек, а позднее и кнопок). Строй каждого ряда был тот же, что и на русской гармонике (натуральный мажор), но планки распределялись иначе: звуки первого ряда, воспроизводимые при сжатии меха, были во втором при разжиме. Строй каждого ряда находился в первой степени родства в отношении друг к другу. На левой клавиатуре, кроме баса и мажорных аккордов, появились и минорные. Внутри инструмента иногда делалось оригинальное «шумовое» устройство— вдоль резонатора натягивалась толстая пружина, дававшая во время игры призвук. В верхней части грифа часто делался рычажок — регистр-переключатель. Внешне гармоника отличалась ажурной отделкой и блеском многих металлических деталей.

Близкими родственницами русской семиклапанки были ещё «черепашки» (родиной их был город Череповец) . В них расширение диапазона велось одновременно с уменьшением корпуса, который доходил в высоту до 5—6 см. На правой клавиатуре было от 3 до 7 клавиш. Звукоряд — как у русской гармоники . В эту группу входит достаточно широкое число моделей, отличительной чертой которых являются миниатюрные размеры.  Черепашки настраивались в различных тональностях как правило в высоком диапазоне и имели яркий красивый сочный тембр звука. Высокий тембр черепашек был связан еще и с тем, что в маленьких гармониках можно было использовать только язычки (известно, что чем меньше язычок, тем выше звук и меньше воздуха нужно, чтобы заставить его колебаться). Этим видом гармоники заинтересовался известный русский гармонист  П. Невский . По его заказу были созданы  концертные инструменты, имевшие клавиши на правой стороне (до 10) и на левой (до 8); клавиши на левой стороне издавали альтерированные звуки. Эти гармоники стали называться невскими «черепашками».  Кроме Невского, среди исполнителей на «черепашках» выделялся гармонист В. С. Варшавский. По его заказу «черепашка» была еще более усовершенствована: альтерированные звуки с левой стороны были перенесены на правую, и клавиши стали располагаться в два ряда; на левой стороне появились три пары басов, расположенных в один ряд. Такие гармоники получили название хроматических «черепашек» Варшавского.

Параллельно возникла и другая, более перспективная группа русских национальных гармоник; звук в них при смене движения меха не изменялся. В частности, такие гармоники стали производиться в городе Ливны Орловской губернии. Вначале ливенка имела на правой стороне всего 8 клавиш затем их количество увеличилось до 18 — на правой стороне и 14 — на левой. Вместо клавиш появились кнопки. Ливенки делались двух-, а иногда и трехголосными. Одна из планок строилась на октаву выше другой. В ливенке (как и в саратовской гармонике) один ряд клапанов находился внутри корпуса, закрытый коробкой, приглушавшей звук голосов, звучащих на октаву ниже, а другой ряд был снаружи. Аккордового аккомпанемента эти гармоники не имели: клапаны на внешней стороне давали звуки басов, а расположенные с другой стороны — их удвоения. Ливенки, как и саратовские гармоники, имели тембровую камеру с двойным расположением клапанов.

В той же Орловской губернии—в Ельце и его окрестностях — мастером А. П. Ильиным и другими стала выпускаться схожая с ливенкой гармоника, получившая название елецкой рояльной (или, как ее чаще называют, роялка). Строй этой гармоники — натуральный мажор, звуки при  смене меха одинаковые, на левом выносном грифе с одной стороны располагаются клавиши басов, с другой — мажорные аккорды. На первых моделях роялки на правой стороне было 11 клавиш, на левой — 4 баса и 4 аккорда.

Hо  если ливенка не получила дальнейшего развития, то ее соседка роялка прошла интересный путь в своем усовершенствовании. Сперва ее маленький диатонический диапазон правой клавиатуры увеличивался за счет прибавления клавиш. Затем на левой перед рядом мажорных аккордов появился один, а потом и несколько минорных. Вскоре на правой клавиатуре между белыми клавишами был добавлен второй ряд, состоявший из хроматически измененных звуков — получилось полное сходство с клавиатурой фортепиано. Со временем на левой возле ряда основных басов появился ряд вспомогательных, а на другой стороне грифа, около ряда мажорных аккордов, кроме минорных, — еще и ряд септаккордов.

Крупный центр производства гармоник возник и в Вятской губернии. Еще в 40-х годах  начал делать там гармоники Д. Нелюбин.  В Вятской губернии, как в Туле, целые деревни занимались кустарным гармонным промыслом. В одной из них — деревне Вараксиных — вятские гармоники начал делать (с 1856 года) печник Иван Вараксин, имевший отличный музыкальный слух.   Известными гармонными мастерами были и все сыновья и внуки Вараксина.

Первые годы вятская гармоника ничем не отличалась от русской, привезенной из Тулы, но вскоре местные мастера делают в ней одинаковые звуки при смене движения меха, сохраняя строй натурального мажора и увеличивая клавиатуру.

На образцах первых русских национальных гармоник мы могли убедиться, что изобретательность и выдумка их создателей поистине удивительна. Как мы видели, в гармониках русских народных умельцев прошлого века были все те приспособления и устройства, которые через десятки лет возвращались к нам как «иностранные новинки» на современных моделях.