Анатолий Таран: «В каждом из нас есть искра. Как с ней быть — это уже твое дело»
Встреча Марии Зубковой и Анатолия Тарана состоялась в один из рабочих дней в Белгосфилармонии. [...]
– Анатолий, вы уже поработали сегодня?
– Да, с утра была репетиция. Я, это моя основная работа. Но помимо нее у меня несколько личных проектов. Убежден, что музыкант не должен сидеть на одном месте. Чтобы оставаться актуальным, не деградировать, развиваться, нужно быть универсальным, гибким, уметь взаимодействовать с другими артистами, работать в разных направлениях. Я играю классику, фольклор, джаз, эстрадную музыку, авангард. И все это на баяне. Точнее, на аккордеоне.
– Так все-таки на чем? Знаю, в некоторых странах нет такого понятия, как баян. Есть кнопочный аккордеон и клавишный.
– Это вечный вопрос. У меня кнопочный инструмент, гриф у него аккордеонный. Но назовем его баян, для нашего читателя так будет понятнее. А то посмотрят на фотографию и спросят: какой же это аккордеон, если выглядит, как баян?
– А себя как называете?
– Баянист, аккордеонист — и так, и так правильно. Но мне милее второй вариант, потому что я часто играю в Европе, учился там после того, как у нас окончил все, что можно было: музыкальную школу, училище, консерваторию, магистратуру. Стажировался в Гданьской академии музыки, в школе Ива Мулена в Швейцарии, затем стал студентом магистратуры Королевской академии музыки Бельгии.
– Не хотели остаться?
– Мой дом и родина здесь. На выступлениях за рубежом горжусь тем, что представляю Беларусь.
– Недавно Премьер-министр вручил вам медаль Франциска Скорины. А какая из наград для вас самая дорогая?
– Получить государственную награду — очень ценно. После побед в международных конкурсах меня нередко отмечали на высоком уровне: несколько раз становился стипендиатом Специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, обладателем Гранд-премии. На всех престижных международных аккордеонных конкурсах, известных в нашем узком музыкальном мире, был отмечен наградами: только в Клингентале занял второе место, а так везде первое. Но я спокойно отношусь к былым победам, не подогреваю себя этим. Сегодня ты можешь быть крут, а завтра никому не интересен. Поэтому из побед должен складываться каждый день, надо искать свой стиль, развиваться.
– Ваше любимое воспоминание из детства?
– Трудно назвать одно. Детство было насыщенное, не уличное, я всегда занимался делом. Профессионально в моей семье с музыкой никто не связан, но мама попала в точку, записав меня в музыкальную школу. Это, кстати, очень важно для родителей — быть наблюдательными, вовремя ребенка направить туда, где он может раскрыть талант. Не помню, почему выбрал именно баян, но точно знаю, что мой первый педагог сделал для меня одну из важнейших вещей — заинтересовал музыкой.
– Тысячи ребят оканчивают музыкальную школу и потом не притрагиваются к инструменту. Как думаете, почему?
– Это тоже неплохо. Не все должны стать профессиональными музыкантами. Музыка дает серьезное развитие для мозга: каждый может ей обучаться, но не обязан связывать с ней жизнь. В моем случае сыграла роль целеустремленность. Рецепт прост: делать, стремиться, достигать. В каждом из нас есть искра. И как с ней быть — это уже твое дело: поддерживать, разжигать или дать затухнуть. Не скрою, сольфеджио мне всегда хотелось прогулять, я его терпеть не мог. А на инструмент ходил с удовольствием. У меня был стимул — концерты, конкурсы. Мотивация усилилась, когда решил, что буду поступать в училище имени Глинки, где был конкурс три человека на место.
– Альтернативу не искали?
– Мне кажется, в конце 1990-х определиться с выбором было куда проще, чем сейчас. Не было столько предложений и соблазнов. Теперь молодежи сложнее – слишком много информации, все сидят в соцсетях и нацелены на заработок: хотят стать блогерами, айтишниками. Когда я поступал в училище, не думал о том, сколько буду зарабатывать. Хотел быть музыкантом и мыслил другими категориями — вдохновлялся выступлениями, сценой.
[...]
– От чего больше всего устаете?
– От безделья. Не люблю сидеть без работы, и, к счастью, сейчас этого не случается. Профессия музыканта требует преодоления себя, терпения, репетиций иногда через не могу. Это тяжелый труд. Конечно, не камни таскать, но все равно выматывает. На сцене ты должен показывать хороший уровень, а за ним стоит ежедневная рутина. Когда устаю, спасает спорт — тренажерный зал, бокс.
– Что закачано в вашем плей-листе?
– Классика, джаз, французский шансон. Моцарт, Гендель, Пирани.
[...]
Автор: Мария Зубкова (zubkova@sb.by)
Фото: Виталий Пивоварчик
Источник: https://www.sb.by/articles/v-kazhdom-iz-nas-est-iskra-kak-s-ney-byt-eto-uzhe-tvoe-delo.html (здесь можно ознакомиться с полным текстом интервью от 18.04.2019).