Комментарии
 
Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
 
 

Квартет баянистов Гомельского государственного колледжа искусств им. Н.Ф.Соколовского

Творческий коллектив был создан в 1969 году, когда в Гомельское музыкальное училище им. Н.Ф.Соколовского пришли работать четверо молодых специалистов, преподавателей по классу баяна: Н.В.Сирота, Б.И.Давыдов, И.И.Качан — выпускники Белорусской государственной консерватории им. А.В.Луначарского, и О.И.Гуисов  — выпускник Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Близость творческих интересов, стремление к постоянной исполнительской деятельности объединили их в творческий коллектив.

Первым руководителем квартета был Николай Васильевич Сирота, талантливый музыкант, победитель Республиканского конкурса молодых дарований 1961 года, автор многих оригинальных произведений для баяна, обработок белорусских народных песен.

Первое выступление квартета перед слушателями состоялось 6 марта 1970 года. Программа концерта включала «Русскую» из балета И.Стравинского «Петрушка», увертюру из оперы В.А.Моцарта «Похищение из Сераля», «Аллегро и Прелюдию» Ф.Крейслера. Этим выступлением участники квартета не были удовлетворены. Наступила пора активной работы и поисков. Квартет занимался три раза в неделю по два часа, а также дополнительно. Первоначально репетиции проходили очень бурно, с обсуждением каждой фразы пьесы. Часто возникали творческие споры, в результате которых участники квартета приходили к согласованному решению исполнения произведения.

О своём рождении как творческого коллектива квартет заявил в апреле 1971 года, выступив в отчётном концерте отделения народных инструментов училища. Исполнение произведений было отмечено яркостью и зрелостью.

Изменения в составе квартета относятся к 1971–1972 гг., когда И.И.Качанов переезжает на работу в г.Новополоцк, а Б.И.Давыдов призывается в ряды Советской Армии. Коллектив квартета пополнили молодые музыканты А.А.Маляров — выпускник Белорусской государственной консерватории им. А.В.Луначарского и В.П.Лейко — выпускник Саратовской консерватории им. А.В.Собинова. В 1972 г. О.И.Гуисов переезжает работать в г.Брест, в этом же году возвращается из рядов Советской Армии Б.И.Давыдов. Теперь в составе квартета Н.И.Сирота, А.А.Маляров, В.П.Лейко и Б.И.Давыдов. В этом составе квартет за короткий срок освоил обширную программу. 

Необходимым условием успешной деятельности квартета стала целенаправленная работа над репертуаром, а также выработка согласованности и гибкости исполнения, качества ансамблевой игры.

Их репертуар включал следующие произведения советских композиторов: Вступление к опере З.Палиашвили «Даиси», «Танцевальная сюита» из балета «Тропою грома» и Вальс из балета «Семь красавиц» К.Караева, «Литовский танец» К.Мяскова.

Кроме того было подготовлено отделение из произведений белорусских композиторов: Н.И.Аладов «Юмореска», Д.Б.Смольский «Праздничная увертюра», Е.Г.Дегтярик «Фантастические танцы». Н.В.Сирота делает ряд обработок белорусских народных песен: «Ой, летели гуси с броду», «Ой, зелено, зелено», «Рушники», «Чабарок» «А у поли вярба», «Заболела головонька». Эти песни затем были объединены в сюиту «Белорусские песни», которая украсила репертуар квартета баянистов.

Как формировался творческий профиль ансамбля? Как происходил процесс освоения музыкально-выразительных приемов, выработка ансамблевой слаженности, каковы формы и методы работа квартета?

Н.В.Сирота подбирает новую программу для квартета, делает инструментирументовки ряда произведений. Удачной находкой оказалась сказочная миниатюра для симфонического оркестра А.К.Лядова «Кикимора»; Н.В.Сирота с большим вниманием отнёсся к проблеме передачи тембров оркестра баянами, «красочности» партитуры произведения. В исполнении квартета, миниатюра А.Лядова прозвучала интересно и выразительно.

В то время квартет работал над разными произведениями, среди них: «Полесская сюита» Е.А.Глебова, Сюита №2 (си-минор) И.С.Баха. От музыкантов требовалось знание стиля (эпохи, композитора и пр.), соответствующих выразительных приёмов исполнения. 

21 марта 1973 года в Гомельском музыкальном училище им. Н.Ф.Соколовского состоялся сольный концерт квартета баянистов в двух отделениях. Выступление музыкантов привлекло внимание любителей народных инструментов и выявило творческие возможности коллектива, которому оказалось по плечу исполнение самых сложных произведений.

К 1974 году квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Н.Ф.Соколовского стал полноценным коллективом со своими творческими традициями. Большое количество разнообразных произведений, разученных и сыгранных квартетом, способствовали росту ансамблевого мастерства и артистизма, выработке различных приёмов исполнения, освоению различных стилей. Музыканты постоянно работали над собой, изучали различную научно-методическую литературу.

Творческой деятельностью квартета заинтересовались преподаватели Белгосконсерватории им. А.В.Луначарского. В то время, заведующий кафедрой народных инструментов М.Г.Солопов много сделал для творческого роста квартета, помогая в подборе репертуара и работе над произведениями.

Кафедра народных инструментов консерватории организовывала ряд концертов квартета в г.Минске, музыкальных училищах республики и рекомендовала коллективу принять участие в Первом Республиканском конкурсе артистов эстрады. Начались трудные дни подготовки к столь ответственному испытанию. В декабре 1973 года на первом туре конкурса в г.Гомеле квартетом была исполнена программа: 1) И.С.Бах Фантазия и фуга (соль-минор); 2) Н.Ризоль «Русские напевы».

Весной 1974 года на втором туре конкурса квартетом были исполнены: 1) Ф.Мендельсон «Скерцо» из музыки к комедии В.Шекспира «Сон в летнюю ночь»; 2) Е.А.Глебов «Полесская сюита».

На третьем туре конкурса жюри и слушатели приветствуют квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Н.Ф.Соколовского. Коллектив покорил всех исполнением «Кикиморы» А.Лядова и «Белорусской сюиты» Н.Сироты.

Квартет становится Дипломантом конкурса и получает широкую известность среди музыкальной общественности Беларуси.

Осенью 1974 года руководитель квартета Н.В.Сирота был приглашён на работу в Белорусский государственный народный хор, руководителем оркестровой группы. Как деятельный и талантливый руководитель, он делал много инструментовок для квартета, пополнял репертуар обработками народных песен. Был душой коллектива. Многие думали, что с уходом Н.В.Сироты квартет перестанет существовать. Но годы творческой работы сплотили музыкантов.

Руководителем квартета становится Б.И.Давыдов, имевший опыт творческой и концертной деятельности. Он работал солистом Московской и Гомельской филармоний. Как руководителя, Давыдова Б.И., характеризовали высокое исполнительское мастерство, великолепное чувство ансамбля, тонкий музыкальный вкус, человечность. В новом составе коллектив заработал с удвоенной энергией. В квартет влился преподаватель училища Б.И.Божков, выпускник Белгосконсерватории. Изменения в составе квартета привели к перераспределению партий. Началась напряжённая работа по восстановлению прежнего репертуара, в котором многое приходилось делать сначала: разучивать партии, работать над звуком и т.д. В связи с этим пришлось несколько сократить концертную деятельность. Но постепенно квартет восстанавливает былую форму.

Как высокую оценку исполнительской деятельности встретили участники квартета приглашение принять участие во Всесоюзном семинаре педагогов музыкальных учебных заведений по вопросам исполнительства и методики обучения на народных инструментах, который проходил с 9 по 13 декабря 1975 года в г.Минске. В работе семинара приняли участие представители 135 музыкальных училищ и ВУЗов из 12 союзных республик страны. На этом Всесоюзном форуме присутствовали профессора Н.И.Ризоль, Н.Я.Чайкин, и.о. профессора И.И.Шитинков, А.Б.Позняков, Н.Т.Лысенко, доценты А.А.Сурков, Ю.Д.Акимов, И.А.Яшкевич, С.3.Трубачев и другие ведущие музыканты и преподаватели страны. Квартет баянистов Гомельского музыкального училища им. Н.Ф.Соколовского выступил в концерте для участников семинара с программой:  1) Бах-Вивальди «Концерт для органа» (ре-минор); 2) Е.Глебов «Полесская сюита», 3) Н.Сирота «Рушники» — обработка белорусской народной песни. Выступление ансамбля было высоко оценено участниками семинара. После концерта квартета Н.Я.Чайкин сказал: «Замечательный ансамбль, со вкусом играют». Гости из союзных республик пригласили квартет выступить с концертами у них.

На протяжении ряда лет, квартет отличает активная творческая деятельность. Успешное выступление на первом Республиканском конкурсе артистов эстрады и на Всесоюзном семинаре преподавателей народных инструментов способствовало повышению творческой активности преподавателей музыкальных училищ республики. По примеру гомельчан создаются ансамбли баянистов из числа преподавателей в музыкальных училищах Новополоцка, Бреста, Лиды, Молодечно, Мозыря и др. Квартет баянистов Гомельского музыкального училища оказывает помощь вновь организованным коллективам в подборе репертуара, делится опытом творческой работы.

Празднование 10-летия творческой деятельности квартета собрало всех участников ансамбля, игравших в нём9 апреля 1981 года музыкальная общественность республики и г.Гомеля отмечала 10-летие творческой деятельности квартета баянистов. За большую творческую работу в деле эстетического воспитания трудящихся и молодежи, активную концертную деятельность квартет баянистов Гомельского муз. училища им. Н.Ф.Соколовского был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Беларуси, Грамотой областного управления культуры, Грамотой ГорисполкомаНа юбилейном концерте квартет выступил с программой: I отделениеБах-Вивальди «Концерт для органа» (ля-минор); Бёльман «Готическая сюита»; Бах «Сюита №2» (си-минор); Мендельсон «Симфония №4» (финал); II отделениеЛядов «Кикимора»; Золотарев «Рондо-каприччиозо»; Глебов «Фантазия»; Иванов «Утушка луговая»; Мунтян «Молдавская рапсодия»; Сирота Н. «Белорусские узоры»; Гридин «Рассыпуха».

В марте квартет баянистов Гомельского музыкального училища выступил с концертами в Белгосконсерватории, Минском муз.училище и музыкальных школах города.

Ансамбль был записан на Республиканском радио с программой, которая включала следующие произведения: Бельман «Готическая сюита», Глебов «Фантазия», Ризоль «Ковалерийская», Глинка «Экспромт в стиле галопа», Власов «На ярмарке», Иванов «Утушка луговая», Мунтян «Молдавская рапсодия», Сирота «Бульба», «Рушники», «Ой лятелi гусi», «Ой, зелена, зелена», «Вясковая Кадрыль».

Песни гомельского композитора В.Надточея «Иду я на свидание» и «Гармони», ансамбль записал вместе с солисткой Республиканского радио и телевидения лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады Валентиной Пархоменко.

Концертная деятельность ансамбля требовала большой работы. На каждый концертный сезон намечалась программа, планировалось количество сольных концертов, их тематика. Как правило, в программу включалось репертуарное произведение, а также 5-6 новых пьес. Конечно, больше времени уделялось работе над новыми произведениями, а репертуарные пьесы шлифовались и оттачивались до полного совершенства. Большой репертуар квартета постоянно игрался на репетициях. Работа над разбором новых произведений не отнимала много времени у музыкантов, т.к. инструментовка руководителя ансамбля Б.И.Давыдова делалась с расчётом на исполнительскую индивидуальность каждого из участников. В обработках народных песен для более колоритного звучания вводились различные народные ударные инструменты.

Репертуар квартета баянистов всегда включал произведения классической музыки, обработки белорусских народных песен, произведения белорусских и советских композиторов (всего около 150 произведений). Коллектив музыкантов, возглавляемый Б.И.Давыдовым,  пропагандист лучших образцов музыкального искусства.

За период творческой деятельности квартетом было дано более 500 концертов, в т.ч. в Москве, Ленинграде, Киеве, Брянске, Тирасполе, Житомире, Тюмени и др. Проехав практически весь европейский регион Советского Союза, от «Звёздного городка» до солнечной Молдавии, музыканты побывали в европейском центре мировой культуры, во Франции. Неоднократно квартет баянистов выезжал с концертами в качестве почетных гостей фестивалей и конкурсов в Польшу и Россию.

Участники квартета баянистов Б.И.Давыдов, А.А.Маляров, Б.П.Божков, В.П.Лейко  преподаватели Гомельского колледжа искусств им. Н.Ф.Соколовского, всегда много сил отдовавшие педагогической деятельности, неся учащимся свою увлеченность музыкой, преданность делу, ответственность за выбранную профессию. Среди учащихся, музыканты ансамбля пользуются заслуженным авторитетом и глубоким уважением.

Ежегодно в различные учреждения культуры высшего образования поступали ученики участников квартета — выпускники колледжа. Другие же выпускники, придя на работу в детские музыкальные школы, создают ансамбли из преподавателей, поддерживают творческую связь с квартетом своих преподавателей.

По примеру квартета в колледже созданы ансамбли преподавателей: ансамбль русских народных инструментов, струнный квартет, квартет духовых медных инструментов, квинтет деревянных духовых инструментов. Стало традицией обязательное участие всех преподавателей колледжа и учащихся их классов в концертах.

Участники ансамбля стали организаторами ряда творческих встреч учащихся и преподавателей колледжа и музыкальных школ г.Гомеля с известными композиторами и исполнителями. Интересным событием стала творческая встреча с композитором К.Мясковым и лауреатом международных конкурсов, заслуженным артистом УССР В.Бесфамильновым. Инициатором встречи был А.А.Маляров, близко знакомый с композитором К.Мясковым. Несколько позже состоялась встреча с композитором Е.ДербенкоК.Мясков дал высокую оценку исполнительскому мастерству квартета баянистов, поделился мыслями об исполнении своих произведений, пожелал ансамблю творческих успехов.

Полезной и интересной оказалась творческая встреча с известным белорусским композитором Е.Глебовым. Квартет исполнил «Полесскую сюиту». Автор сюиты отметил тонкое, вдумчивое отношение квартета к раскрытию художественного замысла произведения, высокое профессиональное мастерство.

Участники ансамбля — это четыре талантливых музыканта. Яркую виртуозность В.Лейко дополняет по-философски глубокая, вдумчивая игра А.Малярова. Слушатели обращают внимание на великолепное чувство ансамбля, высокое исполнительское мастерство руководителя квартета Б.И.Давыдова и мягкий певучий звук Б.Божкова. Чуть позже состав был расширен до шести человек. Появились в коллективе новые музыканты: А.Мазепин (скрипичный контрабас) и В.Фролов (ударные инструменты). Это нововведение расширило репертуарные возможности ансамбля, привнесло новые краски в инструментовку.

Весной 2003 года секстет записал программу, включающую произведения различных стилей и жанров, на Гомельском областном телевидении.

Последнее выступление коллектива состоялось в декабре 2011 года в рамках концерта, приуроченного празднованию 90-летнего юбилея со дня основания Гомельского государственного колледжа искусств им. Н.Ф.Соколовского.

 

(По материалам преподавателя по классу баяна Гомельского государственного колледжа искусств им. Н.Ф.Соколовского — Трацевского А.В.)

 

 

Отзывы и комментарии:

Пока здесь никто ничего не написал
 

Добавить комментарий: