Исполнители
  • Шкиндерова Анастасия
  • Бельская Светлана Михайловна
  • Иванюк Ольга
  • Скачко Лидия
  • Назаренко Петр
  • Немцева Ольга
  • Павел Невмержицкий
  • Игорь Квашевич
  • Владислав Плиговка
  • Екатерина Тарас
 
 
 
 

Концертина

В том же году, когда возник аккордеон, появился еще один вид гармоники —концертина (Concertina). Это название дал ей Чарлз Уитстон (Wheatstone), взявший патентное свидетельство № 583 от 19 июня 1829 года на свое изобретение. Инструмент был восьмиугольной формы, а кожаный мех имел четыре складки. 24 клавиши-кнопки были расположены на клавиатурах с обеих сторон в несколько рядов. Сделаны они были из слоновой кости, металлические же голоса — из оплата серебра. При игре концертину держали двумя руками, продев большой палец в ремешок, а мизинцем упираясь в сетку, остальными пальцами нажимали на кнопки, одновременно разводя руками, чтобы получить движение меха..

Чарлз Уитстон родился в 1802 году в Глочестере в небогатой семье. Начал свою трудовую жизнь продавцом в магазине музыкальных инструментов. Здесь ему пришла мысль создать новый инструмент — механическую скрипку. При работе над своим изобретением Уитстону пришлось основательно заняться акустикой, провести серию опытов по изучению явлении резонанса.

Уитстон часто ездил во Францию, где и познакомился с принципом звукоизвлеченпя с помощью колеблющегося язычка, что его весьма заинтересовало. В результате появляется его симфониум, а затем и концертина. После этого он строит машину, которая, имитируя человеческий голос, производит некоторые звуки человеческой речи. Позднее Уитстон работает в области электротехники: усовершенствует телеграф, изобретает ряд физических и метеорологических приборов («мостик Уитстона» и другие). С 1836 года Уитстон — член-корреспондент Парижской Академии наук. В 1855 году он был в составе жюри электротехнического отдела Всемирной выставки в Париже и после этого получил орден Почетного легиона. Умер Уитстон в 1875 году. Далеко не все изобретения Уитстона равноценны, но лучшие из них сохранили свое значение до наших дней. Это относится и к концертине.

После получения Уитстоном второго патента за совершенствование этого инструмента (1832) концертина приобрела тот вид, который имеет и сегодня. Это уже инструмент с полной хроматической гаммой, с одинаковыми звуками на сжим и разжим меха.
В то время концертина со строго музыкальной точки зрения была значительно лучше других выпускаемых гармоник, в том числе и аккордеона Демиана: она имела все его преимущества, но обладала лучшим звуком. В концертине звучал один язычок, планка которого крепилась непосредственно на деревянную плоскость (деку), что обеспечивало громкий, но приятный и мягкий звук. На концертине можно было свободно играть быстрые и медленные мелодии и брать аккорды из трех и четырех звуков. Готового аккордового аккомпанемента на левой клавиатуре коицертины не было,  обе клавиатуры были приспособлены для ведения мелодии.


В России этот инструмент встречался и в салонах, и в клубах, но главные его пропагандисты — народные музыканты, выступавшие в балаганах, цирках и на эстрадах.

В тот период концертина пользовалась большим признанием по сравнению с другими ручными гармониками. И в наше время нструмент остается популярным и любимым во многих странах, особенно на своей родине.