История
В 90-е годы белорусская баянная школа достигла соответствия своего функционирования международному уровню профессионализма. Это явилось результатом приведения к качественной уравновешенности образовательного процесса, научно-методического обеспечения и творчества. Исполнительская практика, стимулируемая соревновательными процессами, раскрыла широчайшие репертуарные горизонты, повысила уровень художественности творчества белорусских баянистов, выверила многие технические умения. Академическая баянная школа в Беларуси, будучи живым, развивающимся организмом, где едины творчество, педагогика и наука, становилась целостным системным образованием.
В 80-годы происходит кафедральное разделение специальностей баяна/аккордеона и струнных народных инструментов. В январе 1981 года заведующим кафедрой баяна и аккордеона был назначен лауреат международного конкурса, солист Белгосфилармонии Н.И.Севрюков. Перед кафедрой стояли новые задачи по дальнейшему формированию школы. Все усилия сосредоточились на ускоренном развитии сольной формы исполнительства, безоговорочном следовании условиям международных и всесоюзных конкурсов (определенный характер репертуара и исполнительской манеры). С мощным притоком зарубежного репертуара в творческий обиход вошло множество новых форм выразительности и с точки зрения музыкального языка, и с точки зрения содержательных направлений.
В 70 - годы баянная школа в Беларуси проходит путь создания научной базы. В эти годы очерчивалась актуальная теоретическая и методическая ее проблематика. Определилось несколько ведущих тенденций в структурных преобразованиях инструментализма, формировании репертуара, а также в учебно-организационной сфере. В 70 - х годах студенты и преподаватели все с большим интересом постигали сольную форму исполнительства. Белорусские исполнители выходят на международную арену и завоевывают звания лауреатов.
1960-е годы привнесли более решительную организационную упорядоченность в академическое обучение. В художественном мышлении появились новые качественные элементы, расширились функциональные границы творчества, заметно изменились его материально-технические основы. Важнейшим в 60-е годы представляется процесс становления и развития сольной формы баянного исполнительства. Повысилась профессиональная ответственность исполнителей перед слушателем. Вместе с тем росло общественное признание баяна как сольного инструмента. Баянисты-солисты из Беларуси активно приглашались во всесоюзные концертные бригады для гастролей.
Огромное значение для повышения баянной исполнительской культуры в Беларуси имело функционирование баянных оркестров. Смысл существования таких оркестровых составов определен еще давними андреевско-белобородовскими традициями, продолжателем которых в 30-х годах XX века Москве был Л. Банович — организатор и многолетний руководитель первого симфонического оркестра баянистов. Преемниками идей Бановича в Беларуси явились В. Савицкий руководивший баянным оркестром в 1930-е годы в Минском музыкальном техникуме, и Г. Жихарев, создавший оркестр подобного типа в Минском музыкальном училище в 1958 году.В БГК баянные оркестры организовывались на двух отделениях — очном (1967) и заочном (1966). Первыми их руководителями были Э. Лембович и Р. Назаренко. Руководство этими коллективами позже продолжил В. Чабан. В разные годы оркестром руководили народный артист РБ профессор М.А. Козинец, преподаватели Т.Д. Чеховская, Л. Гинько , С.С. Оводок.С 2002 г. руководителем оркестра БГАМ «Art-Harmonicum» является старший преподаватель кафедры оркестрового дирижирования В.М. Черников.
В Беларуси основные вехи развития национального академического баянного искусства устанавливались под влиянием русской и украинской академических школ. Первоочередные задачи становления высшей баянной школы в Минске, начавшей свой путь в 50-е годы XX века, решались с учетом опыта кафедр народных инструментов ГМПИ им. Гнесиных и Киевской консерватории им. П. И. Чайковского. Кафедра народных инструментов БГК в составе И. Жиновича (заведующий кафедрой), Г. Жихарева, Э. Азаревич и С. Ратнера, организованная в 1949 году, вела поиски оптимальных структурных и организационных решений академической практики.
В 50—60-е годы XX века появляется новое поколение советских баянистов, чье творчество поднимает искусство игры на баяне на новую художественную высоту. Это Ю. Казаков, А. Беляев, В. Бесфамильнов, В. Галкин, Э. Митченко, А. Полетаев. Именно они стали утверждать новое камерно-академическое направление в жанре сольного исполнительства на баяне, впервые достойно представили советскую баянную школу на международной арене.
После проведения первых конкурсов гармонистов популярность баяна резко возрастает. Начинает вводиться преподавание игры на баяне в музыкальных учебных заведениях Ленинграда, потом Москвы, а позднее — других городов.

В 30-е годы баянисты начинают выступать на эстраде с сольными концертами. Среди таких исполнителей был, например, первый исполнитель концерта Рубцова П. А. Гвоздев. Павел Александрович Гвоздев родился в 1905 году в Казани.С шести лет начал заниматься на двухрядной гармонике. Окончив училище, в 1924 году поступает в Ленинградскую консерваторию. Там, в Ленинграде, одновременно с учебой начинается и артистическая деятельность Гвоздева; он выступает как аккомпаниатор и солист на баяне. П. А. Гвоздев — один из самых ярких баянистов, пришедших на концертную эстраду в довоенные годы.
К 1914 году трехрядные и четырехрядные хроматические гармоники получили уже большое распространение. Их все чаще стали называть баянами — название, данное русской хроматической гармонике новой системы гармонистом Я. Ф. Орланским-Титаренко и мастером П. Е. Стерлиговым.
Страница: [
1]
2 3